Акбота Байкаданова.
Скажу сразу, фильм «Салют-7» Клима Шипенко ‒ это вполне удачный продукт российского кинематографа на космическую тему. Его можно не только поругать, но и похвалить, а заодно оценить вместе с семьей и друзьями.
Сюжет строится на основе реальных событий 1985 года: корабль «Союз Т-13» с двумя астронавтами на борту был внепланово отправлен в открытый космос, дабы спасти, выведенную из строя обломками астероидов орбитальную станцию «Салют-7». Оговорюсь, фильм снят «по мотивам», поэтому с точки зрения достоверности в нем будут присутствовать искажения оригинальных событий, что сделано намеренно. Создатели картины признают, что это не историческая монография.
«В жизни всегда есть место подвигу», ‒ завещала нам старуха Изергиль и «Салют 7» будет именно об этом, но без лишнего зрелищного героизма, гиперболизации характеров и ухода в патриотизм. Два космонавта здесь простые люди Советского Союза ‒ так же как и все имеют семьи, ходят на рыбалку, шутят и обижаются. Выполняя порученные миссии и осознавая их опасность, они смиренны и все так же добры, просты и человечны. Дело чести и долга не было редкой особенностью, это просто была константа сущности советского человека, подвиги были обыденностью и это вызывает уважение к людям того времени.
Драматургически картина выстроена умело ‒ изображение заставляет зрителя страдать вместе с героями, создает некий душевный механизм, который не оставляет без внутреннего переживания и напряжения и по-настоящему погружает в происходящее на экране. В этом есть заслуга и актерского состава, который идеально вписался в картину: Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко не только ярко раскрыли характеры своих героев и драматизм истории, но показали их живыми, т.е. реагирующими и меняющимися. Герои сталкиваются со сложными обстоятельствами и преодолеть их могут только сообща, поэтому фильм становится не просто историей борьбы с трудностями на фоне «холодной войны», но историей дружбы и доверия. Отдельно можно упомянуть об актерской игре Александра Самойленко ‒ руководителя полета, который словно отец болеет за тех, кого отправил в космос. Он завораживает своей энергией и широким спектром эмоций: он и шутит над ребятами, как добрый проказник, и приходит в бешенство, и бывает растерян и мягок. Единственное, что в нем вызывает неприятие ‒ он часто ругается и повторяет фразу «Мы решим», хотя абсолютно ясно, что в итоге решения Земли мало помогают космонавтам и им суждено самим искать выход.
Фильм не обошелся без минусов, но их не так много и общего впечатления они не портят. Например, семейная линия проработана очень слабо и выглядит однобоко и стереотипно; музыка местами слишком натужно гремит – (как, например, в эпизоде, когда в замедленной съемке разворачивается машина); сцена стыковки выглядит хаотичной, кадры сменяются слишком быстро, тогда как хочется задержаться на этом ценном моменте, растянуть его. И еще. Как успели надеть скафандр в горящем корабле?! Непонятно…
В целом же, история вышла интересной, все на своих местах ‒ динамика отличная, изложение внятное, полёт нормальный. Операторская работа чистенькая, без излишеств, словно по-инженерному выстроенная. Спецэффекты и визуальное оформление так же сделаны на уровне ‒ в IMAX оставалось лишь поражаться невероятной красоте Вселенной. До сих пор не забыть кадр: огромная Земля и маленькая ракета, что так упрямо и верно мчится в темный космос, преодолевая слои атмосферы. Было что-то от «Сотворения Адама» Микеланджело в эпизоде, когда «Союз Т-13» приближался к «Салюту-7»…
Время советских людей-героев прошло, но как здорово, что есть кинематограф, который помогает нам помнить, а молодому поколению узнавать о прекрасных и отважных покорителях космоса. Он непредсказуем и опасен, он необъятен, а значит, в нем все еще есть место открытиям и подвигам.