ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.
Сценаристом, занявшим режиссерское кресло в Голливуде никого не удивишь, а вот удачными дебютами таких перебежчиков – можно. Случается, впрочем, что первый блин выходит весьма удачным. К примеру «Стрингер», так и не стартовавший в нашем прокате − весьма неплохой повод, чтобы посмотреть кино.
Дэн Гилрой был сценаристом, что называется, средней руки. Очевидно, в индустрию его привел брат Тони – автор таких крепких представителей проката как «Армагеддон», «Адвокат дьявола» и оригинальной трилогии о Джейсоне Борне. Дэн же не отработал и десятка проектов, когда решил, что на этом поле ему из тени брата не выбраться. И сменил амплуа. «Стрингер» стал его режиссерским дебютом, но мимоходом доказал и то, что малыш Дэн кое-чему все-таки научился и на сценарном поприще.
Формула фильма проста и работоспособна – простой сюжет в достойном художественном исполнении. Неудачник Луи Блум неожиданно для себя находит дело всей жизни – снимать кровавые репортажи и продавать их на ТВ. По сути это все, что будет происходить на экране. Поклонникам грайнхауса и изощренных триллеров с обилием анатомических подробностей можно не смотреть. Фильм рекомендуется к просмотру закоренелым гурманам от кино и вот почему.
Во-первых – блистательная игра Джейка Джилленхола, давно выросшего из нескладного подростка, берущего фактурой, в полновесного характерного актера. По мере того как развивается и усложняется действие, персонаж раскрывается с новых сторон, демонстрируя мощную гамму черт от щенячьего дружелюбия до маниакальной одержимости, лишенной, однако, всякого иррационального начала. Что примечательно – неприязнь к герою растет по экспоненте, но желание следить за ним не ослабевает. Такой монотонностью завораживал разве что персонаж Райана Гослинга из «Драйва», но он при этом имел куда больше причин ему симпатизировать. Луи Блум Джилленхола кажется скучным с самого первого кадра и интерес к нему просыпается одновременно с неприязнью. Подобный магнетизм, (чего стоит одно только умение улыбаться исключительно губами, но не глазами) всецело заслуга актера, и это стоит увидеть.
Во-вторых – атмосфера. Многие уже посмотревшие «Стрингера» невольно бросаются сравнивать его с «Таксистом» Скорсезе, дескать, и герой двуликий и плывущая за окном ночь уж больно похожа. Это верно лишь отчасти. Луи Блум действительно страдает расщеплением личности: он ценит жизнь, но посвящает себя смерти, презирает людей, но ищет их внимания и восхищения. Однако это расщепление не столь губительно для самого героя, как это было с персонажем Де Ниро, обуреваемым мыслями о некой справедливости, коих у Блума нет и в помине. Да и разделение повествования на день и ночь, как это было у Скорсезе в «Стрингере» абсолютно номинально. Здесь работает только ночь и в этом плане он ближе по атмосфере к ночи из фильма «Воскрешая мертвецов» все того же Скорсезе. Темный город Гилроя столь же аритмичен, но при этом не менее болезнетворен, чем город в истории о враче-параноике. Всеядный оператор «Стрингера» Роберт Элквист мимикрирует под поставленную задачу не хуже, чем главный герой под окружение, поэтому ценителям визуального ряда фильм придется по вкусу.
Ну, и, наконец, в-третьих – сама история. Можно смело утверждать, что она найдет живой отклик у всех, для кого телевидение – это рассадник зла, приучающий наши глаза и сердца к самым жестоким зрелищам, вроде видеозаписей террористов ИГИЛ. Именно ТВ, оплачивающее то, за что в древности гонцам отрубали голову, – главный объект нападок фильма. Оно − лернейская гидра, головы которой как каналы: закроешь один – появятся три или, выражаясь словами фильма – «кричащая девушка, бегущая по улице с перерезанным горлом». Идея конечно, не нова, но было бы несправедливо забыть, о том, что это лишь верхушка айсберга. На деле же фильм бросает камни и в огород молодого поколения убер-капиталистов и хваленой американской мечты. К чести новоиспеченного режиссера стоит добавить, что на открытом насилии акцента не поставлено, но при этом гнетущее ощущение вакханалии настойчиво сохраняется все два часа благодаря как раз атмосфере и актерской игре. К сценарной части вопросы, конечно, есть (уж больно резкими кажутся некоторые связки событий на фоне общей тягучести повествования), но в целом драматургия добротная и легко вмещает в себя и психологизм, и специфический экшен и даже мораль, напрочь лишенную всякого менторства. Никаких ответов не дается. Думайте сами, решайте сами.
Пожалуй, про «Стрингер» можно было бы сказать, что это не привычный для нашего глаза фаст-фуд, а скорее правильное питание, оставляющее, как велят диетологи, легкое чувство голода. Да, хочется иного финала, да хочется чуть большей внятности перипетий и чуть меньшей схематичности отдельных героев, но для дебюта с мизерным бюджетом (мерки, разумеется, Голливудские) формула «лучше не доиграть, чем переиграть» кажется оптимальной. Показанная история подходит и уму и сердцу, да и смотрится завораживающе, поэтому лучше посмотреть «Стрингер», чем очередной выпуск новостей.