К 100-летию режиссёра Мажита Бегалина команда проекта «Кинолекторий» посмотрела и обсудила со зрителями столицы фильм «Следы уходят за горизонт». Евгений Лумпов рассказывает, как прошло.
Прошло с аншлагом. Вероятно, весть о кинолектории потихоньку бредет по городу, отыскивая интересующихся. Еще вероятнее – энергетика Мажита Бегалина сработала магнетическим образом. Было с кем смотреть и беседовать по душам.
Мне очень хотелось поговорить о картине и её создателе. Ведь творчество Бегалина, снявшего всего семь картин, невероятно насыщенно и глубоко. Как говорил полководец Суворов: «Не числом, а умением». Меня всегда подкупала та удивительная поэтика, которая обнаруживается во всех фильмах этого удивительного режиссёра при внимательном изучении. Сын известного писателя, он с детства как губка впитывал знания, любил погружаться в историю и культуру своего народа. По свидетельству брата ‒ Касыма Сапаргалиевича Бегалина, Мажит неустанно расширял свой кругозор, изучал литературу и искусство других стран. Послушайте, как увлеченно он об этом рассказывает:
Все это, в конечном счете, нашло отражение в произведениях Бегалина – каждый фильм, так или иначе, погружён в контекст художественной культуры. В «Следах», например, ярко выражена линия казахской поэзии, помогающей раскрывать подлинные чувства героев фильма друг к другу.
А поэзия – это путь во множество сердец. В том числе совсем юных. Удивляюсь, но формат именно этого кинолектория, организованного Русским домом в Нур-Султане, «Восьмёркой» и бизнес-центром «Москва» и стартовавшего всего два показа назад, привлек внимание не только представителей старшего поколения. Основная аудитория – молодые люди – неравнодушные к искусству кино, любознательные и активные. Приобщиться к творчеству мэтра пришли студенты столичных вузов, люди искусства и просто увлеченные зрители. Кое-кто из них даже припомнил свое участие в акции «Возвращение фильма домой».
На сей раз я ничего не возвращал, но небольшой сюрприз все же получился: удалось разыскать в архивах Госфильмофонда России две афиши фильма «Следы уходят за горизонт». Любезные сотрудники прислали мне цифровые копии отличного качества. Никакого трудового героизма в этом нет, и возвеличивать сделанное смешно – все решилось одни письмом, легко. Странно только, что из нашей страны такие письма в архив идут крайне редко.
А между тем, после обсуждения фильма зрители с большим интересом изучали эти плакаты и дискутировали о важности бережного отношения к наследию национальной культуры.
Что тут скажешь – творчество Бегалина всегда способствовало размышлениям на важные темы. Он искренне любил свою родину и людей, открыто говорил об этом каждым своим фильмом. Отрадно, что нынешнее поколение зрителей отвечает ему взаимностью.
P.s.
Те самые афиши: