Акбота Байкаданова.
Без долгих вступлений: музыкальная комедия «Оралман из Питера» ‒ очередная одноразовая развлекательная пустышка для казахстанского зрителя.
Красивая обертка и заурядное наполнение. Название картины совершенно не соответствует ее содержанию. Оно, как сейчас модно говорить, дано «чисто для хайпа» и никак не связано с сюжетом.
Нет здесь Питера. И акцента на оралмане тоже нет. Зато есть троица типа Трус (Даурен Айдаркулов), Балбес (Асан Мажит) и Бывалый (Куандык Шакиржанов), которая должна найти и вернуть большую сумму денег мафиозному казино, в котором имела неосторожность жульничать. Отсюда и начинается приключение, но если говорить о действующих лицах, то сюжет с мертвой точки сдвигает не главный герой, а персонаж Куандыка Шакиржанова – именно на нем картина акцентируется в большей степени. Если бы «агашка» не прикурил бы любезно зацензуренную сигарету и не пошел бы в казино, завязки бы не случилось. Замысел авторов картины читается так: вредные привычки ведут к приключениям. И, к сожалению, к ненужным фильмам.
Руководствуясь принципом «Хочешь жить – умей крутиться», веселая и находчивая троица, перебирает варианты решения проблемы и приходит к музыкальному конкурсу, денежный приз которого как-раз покрывает все их долги. Если вы ожидаете качественных музыкальных номеров и запоминающихся саундтреков от отечественной (и заметьте!) музыкальной комедии, то вам не по адресу. Музыкальные выступления, которые, казалось бы, должны являться основой фильма, остаются всего лишь намеками: немножко начала, немножко середины и финал. Где песня? О чем она? За что 10 баллов? И это если не учитывать болезненный факт того, что петь никто не умеет и в фонограмму настойчиво не попадает. Даже появление в кадре звезд казахстанского шоу-бизнеса не спасает положения: они не более чем красивое дополнение к незатейливому сюжету. То же можно сказать и о наполненных разговорами и мечтами романтических сценах, исполненных в стиле «умилительного» примитивизма.
В сухом остатке «Оралман из Питера» напрочь лишен всякой оригинальной фабулы. Его сюжетная линия утрирована и насыщенна штампами, заимствованными из мутного потока третьесортных голливудских и фильмов. В нем нет даже места для конструктивной критики ‒ совершенно не за что зацепиться ни взглядом, ни сердцем, ни умом.
В поисках зрительской аудитории киноделы снова повторяют готовые схемы и структуры Голливуда, чуть ли не клонируя то, что уже было на экране тысячи и тысячи раз.
История предсказуема. Режиссуры нет. Ради чего же, спрашивается, идти в кино? Да, в целом неплоха, хотя и далека от совершенства, игра актеров. Да, снято все безлико, но качественно. Но это, пожалуй, все, за что можно отметить фильм, и этого непростительно мало!