Куанышбек Жакпаров.
Квадрология «Такси» является одной из самых ярких комедийных серий современного французского кино, начавшей отсчитывать километры на своём одометре на исходе двадцатого века. Она закончилась в 2007 году, но…
…в 2018, спустя почти двадцать лет после релиза первой картины, вышла пятая часть, в создании которой не принимали участия ни Жерар Кравчик, ни Пьер Морель, ни Сами Насери с Фредериком Диффенталем и Эммой Сьоберг.
Пятая часть является ребутом (перезапуском) серии и начинается примерно так же, как первый фильм – банда неуловимых грабителей из…ещё одной страны, бывшей в «Оси», то есть Италии, терроризирует Марсель на своих огромных и широких «Ferrari». Поймать их сумеет только супер-жандарм, которого после не очень приятного инцидента переводят в Марсель, где его встречает старый знакомый Ален и человек-парадокс Жебер, который стал мэром. В напарники к новичку, как и в первой части, набился уже не Даниэль, а его племянник. Он тоже пойман на правонарушении и будет освобожден при одном условии – если поможет найти тот самый «Пежо 406» из 2007 года.
Пятую (и надеюсь, последнюю часть) прославленной серии отдали режиссеру Франку Гастамбиду, который за свою карьеру написал и срежиссировал три фильма (данный фильм как раз стал третьим). Два предыдущих ‒ «Мальчишник в Паттайе» и «Переполох на районе», являются индикатором его таланта (точнее, полного отсутствия) как режиссёра и сценариста.
Гастамбид не удержался и снова начал писать несмешные шутки в своём привычном стиле – издевательства над низкорослыми людьми (по-простому, карликами), людьми с избыточным весом; обливание всего и всех рвотой и фекалиями; демонстрация ягодиц и мужских половых органов. Словом, дурновкусие во всём его разнообразии.
А вот и он – «Пежо 406» 2007 года, оставленный Даниэлем.
И всё было бы ему простительно, если бы это было не «Такси», потому как в противном случае, о фильме забыли бы сразу по завершении проката. Но называть его полноценной номерной частью – это не то что оскорбление, это кощунство.
О чём было оригинальное «Такси»? «Такси», прежде всего, фокусировало внимание на персонажах, причём не только на Даниэле и Эмильене, но и на Жебере, Петре, Лили и её отце, генерале Бертино. Скоростные погони были тоже важны, но прежде всего во главу угла ставили историю, героев и сатиру на французскую реальность, а точнее, на бессильную полицию, которая ничего не делает. Герои развивались от фильма к фильму, становились всё лучше, сближались и действительно органично смотрелись на экране, дополняя друг друга не только внешне, но и характерами, которые были абсолютно противоположными – вспомните, каким был, например, Эмильен в первых двух фильмах и каким стал в третьем и четвёртом.
Шутки были отличными и даже сегодня вызывают смех. Авторы фильма никогда не опускались до того, чтобы у зрителя пропадал аппетит. Это было чистое веселье, полное адреналина и желания собрать такой же «Пежо» с мотором «V8», в те времена, когда «Пежо» не ассоциировался со словосочетанием «ненадёжное ведро».
Примерно так себя и чувствуют те, кто знаком со старыми частями. Хочется рыдать, а затем выколоть глаза, чтобы не видеть это мракобесие.
Что мы имеем в «Такси 5»? Одноразовые шаблоны ситуаций, которые можно сразу выбрасывать вместе с самим фильмом. Гастамбид и соавтор сценария Стефан Казанджян будто нарочно давят на старые мозоли, вставляя пересказ историй прошлых частей: про банду на «Мерседесах», якудзу на «Митсубиси», шайку Санта-Клаусов и про бельгийцев. Всё бы ничего, если бы до этого не показывали, как новый режиссёр под присмотром Люка Бессона, на протяжении полутора часов жестоко глумится над его же детищем ‒ нелицеприятные сцены в сопровождении неуклюжих и бездарных попыток пошутить. И всё это под саундтрек из предыдущих фильмов. Зрелище настолько болезненное, будто создавалось по специальному заказу ЦРУ для заключённых тюрьмы Гуантанамо.
Насчёт актёров. Непонятно почему Бернар Фарси и Эдуард Монтут вообще согласились здесь играть – они ведь видели сценарий, запах которого невозможно смыть ни «Доместосом», ни какими-либо ещё средствами. Деньги деньгами, но это ведь сильнейший удар по репутации, особенно мсье Фарси, известного во Франции также по роли генерала Де Голля. Остальные персонажи, настолько неприятные, что можно и не упоминать.
В итоге, «Такси 5» – это явное свидетельство того, что не стоило возрождать серию в виде дурнопахнущего зомби. Вульгарные, несмешные шутки, давят «Такси 5» прессом для утилизации автомобилей и делают его абсолютно не пригодным для восстановления. Дизреспект тебе, Люк Бессон, за то, что, прямо как Тарас Бульба вместе с «Перевозчиком» и «13-районом» уничтожил ещё и «Такси». Кто следующий на очереди «Леон» или «Пятый Элемент»?
Благодарим компанию Sulpak Cinema за приглашение на фестиваль «Французское кино сегодня».