Куанышбек Жакпаров.
Известный казахстанский актёр Болат Калымбетов недавно представил публике новую режиссёрскую работу, ставшую шестой в его карьере. Фильм «Талан» снят по мотивам повести Жусупбека Коргасбекова «Қасқыр-адам» («Человек-волк») и повествует о судьбе двух соплеменников, волею судьбы разделённых на долгие годы.
Честно говоря, совершенно непонятно зачем в начале и в конце фильма было отмечено, что он основан на повести «Қасқыр-адам». Это всерьёз обманывает зрителя, который ожидает от фильма, снятого по заказу Министерства культуры и спорта РК, как минимум, истории о том самом человеке-волке. На деле же оказывается, что у того всего пять-шесть минут экранного времени, за которое нам не показывают ровным счётом ничего: ни того, как герой выживал; ни того, как он рос под присмотром волчицы и т.д. Возникает целый ряд вопросов. Например, почему женщина, с которой он виделся всего раз, вдруг спит с ним? Как они научились друг друга понимать? Почему за тринадцать лет он не забыл человеческий язык? И, наконец, куда дел макгаффин?
Далее. Ни одного из персонажей картины создатели не пожелали раскрывать должным образом – есть лишь очень короткие отрывки из детства Табылгана (одного из двух главных героев, которого нашли селяне) и на этом всё. О человеке-волке вообще очень быстро забывают, и ему не достаётся даже этого. Остальные персонажи, вроде нового отца Табылгана или почтальонши, в которую он влюблён, как бы ни были важны для фильма, также не раскрываются вовсе.
Зато, в том, как показаны офицеры Красной армии вновь читается смысл создания этого фильма и причина его поддержки Министерством культуры и спорта РК. Налицо явная декоммунизация путем показа советских людей, в частности, военнослужащих, такими созданиями, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь на фронт отправить, ибо заваливать немцев многонациональными трупами надо непрерывно. Это обширная тема для обсуждения и здесь явно не место для исторических дискуссий. Ясно одно: в данном фильме советский человек предстаёт как нелюдь, не способный на сострадание и человек, которого ему приказали поймать, для него лишь потенциальный труп.
Один из двух флэшбеков, раскрывающий лишь то, откуда у Табылгана портупея
С технической стороны проект также крайне спорный.
Во-первых, звук записан из рук вон плохо. Без субтитров фильм воспринимать крайне трудно даже носителям языка или тем, кто его знает ‒ просто не слышно, что говорят персонажи.
Во-вторых, складывается впечатление, что оператор все выделенные на аппаратуру средства растратил на квадрокоптеры, половина которых разбилась в процессе его учебы. Кадров с дрона слишком много, и если первые пару раз пейзажи завораживают, то на седьмой-восьмой раз, когда снимают сверху, лишь для того, чтобы было более «драматично», ‒ уже порядком раздражают и не несут никакой смысловой нагрузки.
В-третьих, все тот же оператор, растративший деньги на коптеры, забыл оставить немного на «Steadicam», существующий на этом свете дольше, чем я. Иногда он подходит к актёрам вплотную, забывая, что на камере есть зум. Иногда идёт вверх, качая камеру, и тем самым создавая «эффект лесенки», когда изображение трясётся вверх-вниз. Одним словом, попахивает халтурой за бюджетные деньги. Впрочем, мы ведь уже попривыкли за столько-то лет.
Про актёрскую игру говорить особого смысла нет: наибольшее количество экранного времени у Асана Мажита, который знаком большинству из нас по фильму «Тараз» Нуртаса Адамбая. Играть ему здесь особо нечего, потому что сценарий такой возможности не даёт – актер либо корчится от боли, либо ходит с угрюмым лицом. Остальные же персонажи или всё время кричат (как например, офицеры Красной армии, отец Табылгана, капитан, охотящийся на дикаря, Шукур), или проговаривают три реплики ровным тоном после чего исчезают из фильма насовсем, как бабушка, от которой скрывают «похоронку» на сына.
В итоге, «Талан» – это очередной фильм, факт создания которого должны рассматривать не кинокритики, а антикоррупционные органы, ведь деньги на это «кино» были выделены традиционно немалые, тогда как результат затратам явно не соответствует. Халтурный сценарий, где есть начало и конец, но нет середины; настолько же провальная операторская работа; актёры, которым не дали реализовать потенциал, ибо показывать нечего – всё это и есть буквальное воплощение словосочетания «заказное казахстанское кино».