АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.
Дневниковые заметки о кинофестивале. День четвертый.
Приоритетно приходя на фильмы документальные – редкие, малодоступные и особенные, сегодня открыла для себя новое в документалистике – жанр мелодрамы. Как не привычно было в таком казалось бы, закостенелом виде кино увидеть что-то чувственное, о любви!
Четвертый день фестиваля лично для меня стал днем открытия интересного документального фильма «Экзотика, эротика и т.д.» режиссера Евангелиа Краниоти, повествующего о жизни пожилой женщины, когда-то занимавшейся проституцией. Несмотря на скандальное название и тему, фильм всё же о той тонкой грани душевного состояния женщины, грани, которая, смещая акцент с провокационной составляющей фильма, повествует о психологии женщины, ожидающей моряков. Здесь режиссером на реальности воссоздана картина неизменности жизни моряков. Начиная с самого изображения, где ключевыми героями становятся Море, Женщина и Моряк, автором фильма постепенно разрабатывается система взаимоотношений между тремя персонажами. Притом, Море становится универсальной метафорой как по отношению к Женщине, так и к Моряку. Для нее – это безграничная, захлестывающая страсть и любовь, для него – это страсть поиска нового, жизненное кредо мужчины-завоевателя. Однако и само по себе Море – это бесконечное время, это жизни тысячи оставленных женщин и странствующих мужчин. Надо отметить, что здесь важна линия характеристики двух первоначал – мужского и женского, которые, по аудиальным средствам воздействия (мужское – закадровый текст, женское – интервью героини), через поэтику квинтэссенции изображения и звука, наиболее полно раскрывает суть отношений. Поразительная по форме и содержанию, картина становится образцом слияния противоположностей – данности и ощущения, наблюдения и сопереживания.
Картина «Последние гастроли» эстонского режиссера Татьяны Мюльбайер об узбекской цирковой династии канатоходцев, к сожалению, не представила собой ничего, кроме телевизионной версии с весьма неаккуратным монтажом и абсолютной отстраненностью от образа самого маленького канатоходца. Этот фильм, очевидно, является примером множества проблем: начиная от сценария, характеров героев, заканчивая неоправданно рванным монтажом. В конце концов, это авторская отстраненность и равнодушие по отношению к ярким неординарным героям.
Теперь, перейдя из плоскости переживаний, хочется выделить прошедший круглый стол, посвященный фестивальному движению в Казахстане и Закону о кино. На этот раз было очень интересно выслушать всех спикеров заседания, поскольку разные точки зрения и положения присутствующих были интересны и достаточно объективны. Однако больше всего поразило выступление генерального директора компании «Невафильм» Олега Березина. Поразило фактами, которые всегда были «под носом». Ведь действительно сложно предположить насколько актуальным будет новый закон о кино, с сегодняшними его поправками, не учитывая при этом безостановочного технологического и технического развития. И поскольку была озвучена данная мысль, последовал резонный вопрос в сторону аудитории о способе просмотра фильма (что непосредственно связано с положением кинопроката в данном законодательстве). Необходимость смотреть дальше, чем в сегодня, должна подталкивать всех причастных к созданию закона о кино изыскивать все возможные пути развития объективно и с широко открытыми глазами. А это и есть любовь и преданность своему кино.
Я снова буду ждать вдохновляющих встреч, картин, разговоров. Ведь именно такие фильмы и такие обсуждения позволяют понять, что всё у нас в кино еще будет.