САРСЕН АХМЕТ.
Счастливый случай – побывать на закрытой премьере отечественного фильма, да еще и увидеться лицом к лицу с людьми, непосредственно приложившими руку к его созданию.
Но это все дело случая, ведь любой человек, побывавший вместо меня на показе, испытал бы идентичные чувства. Остается лишь удивляться тому, откуда берутся столь грандиозные идеи? Одно дело написать все это на бумаге. Другое, осуществить задумку на съемочной площадке. И Ахан Сатаев справился с этой задачей успешно, чем в очередной раз доказал, что его роль в кино в качестве режиссера и продюсера важна для нашей страны. Короткие информационные ролики про фильм «Дорога к матери» на youtube не сильно приоткрывают завесу тайн. Наоборот, держат зрителя в ожидании, и демонстрируют масштабность будущего проекта, а заодно и грандиозный успех, что ожидает эту картину.
Данный фильм – двухчасовая повесть про героизм и отвагу. История человека, которого еще юнцом забрали из рук матери и увезли в далекую Турцию. Но давший обещание вернуть мальчика обратно на родину брат его отца не догадывался, что путь юного Ильяса (Адиль Ахметов) домой растянется на целых сорок лет. Картина поистине масштабна тем, что охватывает промежуток пятидесяти лет прошлого столетия. Это кошмарный голодомор, начавшийся в 1932 и закончившийся годом позже, это Великая Отечественная война, забравшая миллионы жизней, это тоталитарный режим, выгнавший на обочину цивилизации во многом невинных людей без суда и следствия. Главный герой становится узником времени и обстоятельств, из которых довольно сложно выпутаться. Весь фильм он отчаянно пытается добраться до дома, но принципиальная система расставляет ловушки, будто знает слабости Ильяса. Непокорный, добрый, отважный и самое главное честный герой становиться свидетелем негуманного отношения властей к людям, и как учила его жизнь, дает отпор обидчикам, за что, конечно, всегда горько расплачивается.
Но основным лейтмотивом в фильме является ожидание матери. Режиссер цитирует Александра Карпова, (фильм «Сказ о матери») и Григория Чухрая (фильм «Баллада о солдате»). Чувства тревоги, глубокая атмосфера, великолепный сюжет как опасная взрывная смесь, что в финальной сцене разносит в клочья души публики, вызывает слезы даже у самого чёрствого зрителя. В отличии от предыдущих работа режиссера и продюсера Ахана Сатаева, эта картина точно станет его визитной карточкой в западном мире кинематографа. Безумно впечатляющая и необыкновенная история, в которой зритель смеется, надеется, верит, ждет, плачет, а в конце улыбается и делает глубокое философское умозаключение. Трудяга и в полном смысле этого слова режиссер Ахан Сатаев, выдал первоклассную картину. Картину, которой так не хватало нашей стране, картину в которой чувствуется глубокая атмосфера и масштабная работа.
Стоит отдать должное технической стороне картины. По словам самого режиссера, каждый день на съемках находились двое экспертов-историков, которые детально рассматривали каждый костюм и отдельно взятый элемент быта. Благодаря их работе картина выглядит достоверной и правдоподобной. Особенно чувствуется это в кадре, когда главный герой курит в тамбуре поезда СМ-1072, который с точностью воссоздали художники-декораторы. Помимо всех деталей не стоит забывать и об операторской команде, чей труд немаловажен для успеха картины. Динамичное движение камеры во время боевых действий, съемка с высоты птичьего полета в момент взрывов на вражеской территории, сцены баталий на водной глади, когда солдаты советской армии плашмя падают в глубину и камера при этом сопровождает их смерть под водой. Все это в совокупности тянет на высшую отметку технического уровня. Сцены военных действий мастерски перемежаются со сценами мирной жизни тыла. Очень проникновенно смотрится сцена, в которой героиня фильма Умит (Аружан Джазильбекова) бежит, обходя свежевыстиранное белье, чтобы сообщить матери Мариям радостную новость об окончании войны. Камера плавно передвигается из дальней точки к основному плану, в котором женщины развешивают вещи на бельевые веревки.
Также стоит поблагодарить всех актеров за мастерство и правдоподобную игру. Каждый отдельно взятый персонаж на экране выглядит самодостаточно, чего стоит тот же отрицательный герой Хамит, (сын и заместитель директора завода на котором трудятся Умит и Мариям) пробуждающий у зрителя ненависть и презрение с первых кадров.
Основным же героем здесь является мама. Алтынай Ногербек в роли взрослой женщины, повидавшей тяжелые времена голодомора, смуту и потерю двух самых близких людей: мужа и сына – играет безупречно. Всеобщее внимание зрителей приковывает именно ее образ, и благодаря самоотдаче актрисы и ее огромному опыту в театре и в кино, он раскрывается полностью. Второй главный герой – Ильяс присутствует не во всем сюжете фильма. Но каждое его появление в кадре наполняет атмосферу доблестью и мужеством. Персонаж Ильяса, вырванный из рук матери юнцом, на своей шкуре ощущает непонимание окружающих сначала в чужой семье, а позже в детдоме. Герой постоянно чувствует себя лишним, и его будто магнитом тянет в родные края, где его тепло принял бы отчий дом. На чужбине Ильяс показывает себя только с лучшей стороны. Он храбр, честен, смышлен и порядочен, чем быстро завоевывает внимание учителя по русскому языку и уважение товарищей. Чего стоит только эпизод, когда зрителю его показывают уже окрепшим, взрослым парнем – участником кулачных боев, что появляется после слов: «Казах! Выходи!». Мы видим Ильяса сильным и независимым, но его мечтательность и лиричность, сотканная из детских воспоминаний, до сих пор ложится рисунками на лист бумаги. В кадре командования отрядом, в солдатском сюртуке и офицерской шапке-ушанке, он становится похожим на великого казахского героя отечественной войны Бауыржана Момышулы. Скорее все это является отсылкой режиссера на легендарного панфиловца и Героя советского союза, чью память мы обязаны чтить. Дарит надежду и веру зрителю еще одна главная героиня фильма – Умит – с казахского «надежда». Подбор имен персонажей является выигрышным фактором. Это имя давали как женщинам, так и мужчинам, и к носителям этого имени всегда было особое отношение со стороны родителей. Нахи возлагались большие надежды, которые те обязаны были оправдать. В фильме, героиня Умит демонстрирует лучшие качества казахских девушек того времени, чем сразу вызывает уважение и восторг. Ее образ ключевой, так как ее ожидания дополняются и платонической любовью к Ильясу, ярко выраженной в эмоциональных моментах картины. Правда автор фильма умеет удивлять, и заключает в финале еще один философский подтекст. В моменте, когда Мариям смиренно ждет своего сына под деревом, Умит, отчаявшись, собирается идти домой как раз тогда, когда на горизонте появляется Ильяс. В минуту объятий сына с матерью, Умит присоединяется чуть позже. Философский подтекст заключается в том, что кроме наших родителей мы никому не нужны.
Спустя десять фильмов, режиссер и продюсер Ахан Сатаев наконец-таки находит свою нишу. Проходные картины вроде «Рэкетира» и «Рэкетира 2» теперь точно останутся в прошлом. Опыт, накопившийся за девять лет творческого пути, способствовал его развитию в художественном направлении. Вместо привычных экшн-истернов и бессмысленных драк лихих девяностых, в этом 2016 году мы увидим трогательную картину, охватывающую всенародную трагедию. Да, опыт в жанре блокбастеров помог режиссеру в картине «Дорога к матери», и особенно хорошо это заметно в постановочных боях и в сценах баталии. Западный цветоколор, погружающий в атмосферу, плавно перекочевал и в эту картину из прочих работ. Способность интересно преподнести зрителю историю – отличительная черта Ахана Сатаева. Вдобавок, он подкрепляет это трогательным сюжетом и трагичной историей казахского народа. Режиссер воспитал свое художественное видение – вместо постоянных батыров, скачущих на лошадях, он преподносит личные переживания героев максимально близко, обрисовывая пространство по-голливудски. В фильме «Дорога к матери» Сатаев не ушел далеко в экшн-сцены и не стал уничтожать врагов с помощью главных героев, что присуще его ранним фильмам. Здесь он максимально сфокусировал взгляд на необходимых элементах драматургии и композиции, чего так не хватало многим его картинам. Пророчить грандиозный успех в виде больших кассовых сборов этой картине не может никто , но с уверенностью можно сказать, что фильм станет одним из лучших в этом году. Зал аплодировал стоя, браво!
Занятная рецензия. Так обильно пропитана подобострастием и коленопреклонением, будто автор в неоплатном долгу у режиссера. Однако, будь она даже заказной, стоило бы усмирить пыл и не использовать столько восхищенных эпитетов. Я лично фильм не мотрел, но рецензии я читаю (и на этом сайте в том числе) дабы составить предварительное мнение о фильме и решить — буду я его смотреть или нет. На этот фильм после такой рецензии идти как-то не хочется. Уж простите, но в то, что режиссер «Рэкетиров» снял фильм без единой погрешности, верится слабо.