Гульбара Толомушева.
С 18 апреля в казахстанском прокате идет кыргызско-российская картина «Песнь древа» (реж. Айбек Дайырбеков). Идет под названием «Расплата».
Конечно, можно оспорить решение казахстанских дистрибьюторов, которые решили переименовать картину. Название «Расплата» несколько приземляет замысел режиссера, который снял драматическую историю взросления юноши Эсена. Он проходит тяжелый путь становления: от избалованного маменькиного сыночка к сильному и мужественному джигиту. Им движет любовь к матери, любимой девушке и родине. Мне кажется, как вариант, казахстанцы могли бы подумать о названии «Возмездие».
Да, коварный джигит бая Базарбая по имени Огуз унизил Эсена в глазах сородичей и любимой Бегимай, но Эсен не обозлился, он просто понял, что ему нужно многому учиться, чтобы больше не попадать впросак. Имеет значение, что мать и любимая всецело его поддерживают, они ни на секунду не сомневаются в потенциале Эсена.
Это история не о расплате, а о взрослении, становлении героя. Еще один важный аспект: в завершающей части фильма введена тема не агрессивной смены поколений, когда раскаявшийся бай Базарбай благословляет дочь и ее избранника Эсена.
Таким образом, любовь, оплаченная кровью, движет сюжет, в котором коварный персонаж наказан, юнец мужает и на авансцену выходит новое поколение.
Возмужание героя в фильме «Расплата»
У вдовы Дарийки два сына: Асан и Эсен. Старший брат Асан входит в дружину джигитов бая Базарбая, а младший ‒ Эсен – несколько задержался в состоянии безответственности и наивности беззаботного мира детства. Мать, воспитывавшая Эсена без отца, ни в чем ему не отказывала и сильно разбаловала. Осознавая этот факт, она решает просить Базарбая взять младшего сына на службу. Мать полагает, что раз старший сын Асан у Базарбая вырос в достойного джигита, то и младший сможет успешно пройти «школу социализации» Базарбая. Он повзрослеет и станет не только для нее, но и для всех сородичей защитой и опорой.
Но с воспитанием Эсена все идёт совсем не так, как с Асаном. Казалось, что юноша достиг порога совершеннолетия, но Эсен остаётся сущим ребенком. Он по-детски прям и беззаботен. Не задумываясь, с аппетитом съедает традиционное угощение для почетных гостей – статусную часть конины ‒ уча, неприкосновенное блюдо в среде сородичей. В голове Эсена не возникает мысли, что в этом мире могут быть более важные персоны, чем он сам.
Маменькин сынок Эсен поначалу не может понять: в чем его личная вина, почему все люди вокруг становятся врагами, за что все его ругают и даже проклинают. Выясняется, что хотя он обладает отличными внешними данными: высокий и статный, но совершенно слаб физически, не обучен приёмам борьбы и над ним легко одерживают победу другие джигиты.
Эсен покидает родные места. Так происходит разрыв с миром детства, в котором юноша считал себя центром вселенной. Он встречает одинокого охотника, и понимает, что именно этот лёгкий, ловкий и сильный человек, имеющий свою жизненную философию, сможет обучить приёмам борьбы, и это поможет ему в будущем одолеть обидчиков на родине. Но охотник не так прост. Право быть его учеником надо заслужить. Пройдя испытательный период, чтобы получить право обучения у легендарного охотника, Эсен осознаёт прописную истину: просто так в этом мире ничего не даётся, с неба не падает. Каждый шаг надо хорошенько обдумывать, и каждый бросок нужно многократно оттачивать.
Эсен проходит все этапы взросления, становится джигитом, а самое главное – Базарбай, добровольно жертвуя своей головой во имя будущего сородичей, даёт разрешение на брак своей дочери Бегимай и Эсена.
Базарбай прогневил богов и сородичей, потому что был ослеплен своим богатством, джигитами, которые готовы были выполнить любое его сумасбродное поручение, во имя создания мифа о могуществе. Базарбай был изгнан из родных мест за то, что допустил богохульство над чувствами и верованиями сородичей, за то, что посягнул на священное дерево, к которому люди приходили с молитвами и просьбами об исполнении самых сокровенных и заветных желаний. Базарбай жертвует своей жизнью во имя будущего своих сородичей. Эсен, в свою очередь покидал родные места, чтобы на чужбине приобрести основные навыки социализации.
Эсен и Бегимай возвращаются на родину, но там всё пришло в упадок. Его мать лишилась рассудка, ибо не смогла пережить смерть старшего сына Асана, убитого коварным джигитом Огузом. В напряжённой борьбе Эсен одолевает Огуза, но щадит его, подавая руку поддержки в критический момент. Однако участь Огуза предрешена: сородичи отворачиваются от него, ибо до них дошла правда о минувшей трагедии, в которой были виновны Огуз и советник Базарбая – Кебек. Базарбай был оклеветан.
Эсен становится достойным преемником Базарбая, на земле которого люди начинают строительство новой жизни.
Песня о священном дереве: история замысла
У древних тюрков дерево ‒ это символ жизни, это тотем матери, прародительницы всех людей, племен и народов. Не случайно в фильме к старому большому дереву часто приходит Дарийка, мать двоих сыновей, которая как никто другой в этой местности ощущает сакральность святого места – Мазара. Старое дерево с ленточками и кусочками ткани на ветвях, которые хранят тайны многих поколений, – является центром вселенной людей, которые счастливо и беззаботно живут в юртах, поют жизнеутверждающие песни, женятся, рожают детей и не задумываются, что все в одночасье может измениться.
В одной из моих бесед с режиссером выяснилось, что историко-драматический мюзикл Айбека Дайырбеков снят не в формате классических голливудских мюзиклов, а в традициях восточного песенного фольклора, с элементами истерна. При этом постановщик отмечает, что соотечественникам трудно представить, что философия номадов может быть раскрыта в музыкальном фильме. Мне же кажется, что режиссер, таким образом, сам точно сформулировал жанр своего детища ‒ мюзикл номадов.
Проект «Песнь древа» – дерзкий и сложный одновременно. Он, несомненно, несет в себе нравственно-этическую составляющую. В основе сюжета фильма – реальные события, происходившие в восемнадцатом веке среди гор Тянь-Шаня, когда люди жили согласно непоколебимым законам жизни, установленным предками в стародавние времена.
Краеугольными для режиссера являются две легенды, которые передавались из уст в уста на его малой родине – Кочкоре.
«Кочкор – суровый край, ‒ рассказывал Дайырбеков, ‒ где деревья сами по себе не растут, и найти дрова ‒ большая проблема. Поэтому в ходу всегда была жива поговорка: «Если собрался жениться, запасись дровами».
Базарбай – один из главных героев фильма, готовясь к тою, хотел, как положено, угостить гостей той частью конины («уча»), которая обычно подается самым почетным людям. Мясо, как обычно, варили, экономя ценные дрова. Но в суматохе не смогли уследить за процессом варки «статусного блюда». Нужно было все начинать сначала. Но дрова закончились. «А для устроителя тоя позор, если он гостей не угощает мясом. Когда Базарбаю доложили, что дров больше нет, он настолько разозлился, что приказал срубить старое священное дерево, которое было одно на всю округу», ‒ рассказал Айбек Дайырбеков о сути одного конфликта, который порождает хаос среди мирно живущих людей.
«В основе фильма – история моей прабабушки – казашки, поэтому я пригласил известную казахстанскую актрису Салтанат Бакаеву на роль Бегимай. Несколько семей прибыло из Казахстана в Кыргызстан, им было очень трудно прибиться. На одном из тоев случайно убили сына бая соседнего села. Тогда жители другого села потребовали, чтобы была выплачена дань, но не скотом, как обычно, а головой другого человека, ибо убитый был из статусной семьи. И один аксакал из пришлых казахов, которым было трудно прижиться на кыргызских землях, решил принести себя в жертву, только, чтобы его сородичи смогли дальше мирно жить среди кыргызов. Я эти две легенды знал давно, и с 2011 года разрабатывал сюжет. Поначалу было важно понять, как такие морально-этические сентенции как, например, кара священного Мазара действует на судьбы людей. Долго думал, как выразить это художественными образами и средствами. И вдруг понял, что это все легче передать через музыку и песни, нежели спецэффектами», ‒ поделился режиссер.