Диана Исенова.
На большие экраны отечественного проката вышла картина «Неделимое». Что это за фильм? Кто режиссер? Почему мы почти ничего о них не слышали? Вплоть до просмотра меня терзали именно такие вопросы.
Фильм «Неделимое» ‒ дебютная полнометражная работа молодого режиссера Олжаса Ахметова. Прежде вы могли слышать о нем в связи со Вторым Республиканским кинофестивалем «Байконур», где он стал победителем в номинации «Лучший сценарий», представив короткометражку «Квартира №6». О пре-продакшне и съемочном процессе знали, наверное, лишь кинематографисты южной столицы, пересекаясь на общих проектах и варясь на одной большой кинокухне. Ну а до нас, северных критиков, весть о новом казахстанском фильме дошла через социальные сети. И вот, посмотрев картину, мне бы хотелось с радостью заявить о том, что фильм удался и всё замечательно. Но это не совсем так.
Поэтому я разделю свою точку зрения на «плохо» и «хорошо».
Плохо, потому что фильму недостает качества в операторской работе, сведении звука и монтаже. Хорошо, потому что он, хоть и вышел противоречивым, все же, состоялся. Несмотря на то, что к работе довольно много претензий по технической и драматургической части, она смотрится и держит зрителя до финала. Возникает вопрос: почему? Попробую на него ответить.
История
Трое бандитов, совершив жестокое ограбление инкассаторов, оказываются в придорожном кафе, где наводят на себя подозрение двух местных полицейских и хозяина заведения. Одни герои поддаются желанию сорвать большой куш, другие встают на сторону добра, тем самым завязывая конфликт.
Персонажи и актеры
Здесь можно сразу отметить замечательный актерский состав, который удалось собрать режиссеру. Однако не всех персонажей получилось раскрыть до конца. Так, на середине фильма пропадает многообещающая харизма персонажа Алексея Шемеса и остывает темперамент старшего бандита (Нуржан Садыбеков).
Динамику в исполнении ролей сохранили Берик Айтжанов и Чингиз Капин. Их персонажи оказались самыми «ровными», в них верится без особых усилий. Алдияр (Берик Айтжанов) раскрывается постепенно. Все его действия и мотивы подкреплены одной четкой позицией – желанием урвать часть денег, что, по сути, и является самой яркой чертой персонажа, пронесенной через весь фильм. Что же до героя Капина, то здесь всё неоднозначно. Персонажа можно назвать «заморским», он явно не от мира сего: зависает в странной позе на заднем плане какой-нибудь сцены, тем самым привлекая к себе больше внимая, чем основное действие. Герой не отдаёт себе здравого отчета в том, что вовлечен в криминал, чем вызывает сострадание. Он мечтает жить в своем маленьком мире за океаном. Отрицательный персонаж, которому можно посочувствовать ‒ это хорошо. Капину выпала одна из самых непростых ролей, и он справился с ней отлично.
Подобная ситуация и с полицейским Аяном, роль которого исполнил Азиз Бейшеналиев: порядочный человек, перед которым встает выбор ‒ честь или материальная выгода. Мы понимаем, что в герое идет сильная внутренняя борьба зла и добра, однако преподносится это не «в лоб», а ненавязчивыми визуальными средствами и актерской игрой. Лишь предкульминационное решение героя дает нам понять то, какую из враждующих в нем сторон он выбрал.
Очевидной ошибкой сценаристов было вводить в историю любовную линию. Если убрать молодоженов ‒ в повествовании ничего не изменится. Они кажутся лишними еще и потому, что актеры, в силу своей неопытности, просто «не вытащили» свои роли. Фальшивая беременная девушка, фальшивый испуг, фальшивая любовь и абсолютная алогичность поступков. Время и силы, потраченные на эту историю, можно назвать потраченными напрасно.
Съемка и пост-продакшн
Операторскую часть фильма можно покритиковать за работу со светом и стабилизацией. Использовано большое количество субъективной съемки, вероятно для того, чтобы сильнее погрузить зрителя в происходящее. Однако, прием до конца не сработал, оттого что статичные общие планы слишком резко нарушались «живой камерой». Это мешало пристальному вниманию. Монтажный ритм нарастающего напряжения сбивала все та же любовная история. В итоге, разнобойные по своему простору и внутреннему напряжению кадры резко понизили качество визуального повествования.
Однако, по закону сообщающихся сосудов, если где-то убыло – где-то прибыло. Техническая сторона «Неделимого» ушла «в минус», в то время как работа продюсеров ‒ в плюс. Андрей Мануйлов, Нариман Абиев и Ильяс Ахмет, выступили исполнительными продюсерами, рекламируя этот малобюджетный проект через социальные сети и пробивая ему дорогу в отечественный прокат. Дебютанту Ахметову повезло, такая гармония между продюсером и режиссером встречается совсем не часто. Горящие глаза молодых киношников, их искреннее переживание за общий результат радуют меня как кинокритика.
Стиль
Заметно, что фильм насквозь пронизан духом Тарантино. Но оно и к лучшему. Довольно непривычную для отечественного кино историю и еще свежий жанр, режиссер пропустил через призму стиля голливудского корифея. У Олжаса Ахметова получилось рассказать о реалиях современной жизни (будь то вынужденное ограбление, коррупция или предательство), посредством приемов западных криминальных драм. Это позволило отойти от назойливых национальных тем, и рассказать историю о сущности человека в принципе, вне зависимости от места жительства, но и не без колорита.
В итоге, сочетание западной формы и восприятия казахстанского режиссера воплотилось в добротную попытку сделать кино об общечеловеческих проблемах. Что же до стереотипного упрека в духе «украл у Квентина», то Олжас Ахметов даёт зрителю уместные и осознанные, а не случайные намеки на того, с кого брал пример, и кого процитировал в нескольких эпизодах. Как пример, сцена с «кус-кусом», что пересекается со сценой о военных часах из «Криминального чтива». Вполне удачный реверанс!
Вопрос
Отвечая на вопрос о том, почему же зрителю занимательно смотреть фильм до конца – есть смысл самой задаться вопросом: почему мне было важно увидеть финал? Ответ один – потому что каждую минуту терзал вопрос: что ты выберешь – деньги или честь? Задав его, режиссер завладел вниманием зрителя. Завязался интереснейший диалог, в котором и возникло то действительно «Неделимое» единение с происходящим на экране, которое от сцены к сцене заставляло ждать ответа.