ДИАНА ИСЕНОВА.
Что вы представляете, когда слышите о Балканах? Солнце, Греция, море? А я вспоминаю Македонию, киношколу FIOFA и кинофестиваль ««Feelmotion»», который проводили друзья-студенты.
Об учебе в этой киношколе я уже рассказывала. Теперь поведаю о том, как я попала на кинофестиваль и чем там занималась.
Но для начала…
«Feelmotion» – это ежегодный международный студенческий кинофестиваль, который проходит в Македонии, в городе Охрид и организуется студентами. В этом году он длился 4 дня ‒ с 9 по 12 марта.
Хотя…
По словам самих организаторов, «Feelmotion» – это скорее встреча кинематографистов, нежели фестиваль. Прежде всего, формат голосования тут существенно отличается от привычной системы. Приглашенных именитых членов жюри нет. Здесь – это зрители, т.е. участники, организаторы и гости мероприятия. Кинофестиваль включает в себя ежедневные просмотры конкурсных картин, мастер-классы и, разумеется, кинотусовки.
Директор фестиваля – магистрант 2 курса Димитар Димоски. За его плечами прошлогодний опыт. Помощниками и организаторами выступили те студенты, с которыми я проучилась половину семестра. У каждого из них была своя задача: кто-то отвечал за связь со студентами из зарубежных киношкол, кто-то за аудио-видео материал фестиваля, кто-то был отборщиком, а кто-то организовывал вечерние мероприятия.
Подготовительный процесс проходил из-за учебы в очень сжатые сроки. Именно в этот период я и приехала в Македонию – за неделю до начала кинофестиваля. Вновь окунувшись в атмосферу FIOFA, я прочувствовала молодой дух студентов-кинематографистов. Все здесь делалось с желанием и ответственностью. Все дружно, и я в том числе, развешивали по городу постеры, встречали гостей в день открытия, выдавали каждому подарочные сумки, кружки, блокноты и ручки – все с логотипом или названием кинофестиваля.
Мне довелось поработать отборщиком, хотя программа на тот момент была почти составлена. Казахстан в ней представили 4 работы из КазНУИ, но, увы, награду не взяла ни одна. Но о каждой работе мне удалось получить комментарии зрителей.
Вот что вышло…
«Флейта-позвоночник» (реж. Илья Карчин). Фильм очень понравился тем студентам, которые успевали читать быстрые субтитры на английском языке. Остальные же довольствовались аудио- и видео-рядом. В большинстве своём картина вызвала позитивную и даже восторженную реакцию, но были и такие зрители, кому поэтика в кино оказалась не по душе.
«Пусть бежит» (реж. Даулет Инсибаев). По мнению большинства студентов FIOFA, фильм качественный, но не оригинальный. Кто-то даже провёл параллель с немецкой картиной «Беги, Лола, беги». Однако сценаристы назвали её самой лучшей работой из Казахстана, объяснив выбор четкой структурой фильма.
«Память» (реж. Аян Найзабеков). Зрители, за редким исключением, остались довольны, им понравилось, как режиссер играет с сознанием смотрящего, однако, триллер-драмы подобного рода кое-кому оказались чужды.
«Туган» (реж. Айдос Сейтжан). После просмотра этого фильма зрители единогласно сказали, что он очень колоритный и национальный. Им, как иностранцам, было весьма увлекательно наблюдать на большом экране бытовую сельскую жизнь казахов и природу нашей страны. Однако большим замешательством и даже минусом показалась подача финала.
Посмотрев работы из киношкол Балканского полуострова, я поняла, что картины из Казахстана не на последнем месте, однако и не на первом. К примеру, в конкурсе участвовали анимационные фильмы из Польши и Чехии. Уровень их был очень высок, они отличались неординарностью сюжета и формой подачи. По ним, определенно, можно было сказать, что студенты чувствуют абсолютную свободу творчества и не ограничивают себя ни в чем.
Что до игровых фильмов, то большинство из них оказались на среднем уровне: сюжеты были избиты, а киноязык почти полностью отсутствовал. К счастью, программа показов включала в себя и картины, в основе которых была метафоричная форма подачи. Как пример ‒ фильм «Žeđ» (реж. Nikola Vučinić, Македония), в котором отсутствуют диалоги, а сюжет раскрывается исключительно благодаря киноязыку.
Самой активной частью фестиваля были мастер-классы. Первый проводил профессор операторского искусства Димо Попов. Он вместе со студентами тестировал новую камеру «Black Magic». Каждый желающий должен был придумать миниатюру, срежессировать и снять ее. Каждую миниатюру снимали по 6-7 раз. Участвовали операторы, режиссеры и актёры.
Второй мастер-класс был проведён благодаря студенту из США Джейку Рамзи. Его стараниями гости и участники смогли послушать и задать вопросы человеку, который монтировал такие картины, как «Шоколад», «Что гложет Гилберта Грейпа», «Шестое чувство» и «Помни меня» ‒ Эндрю Мондшейну. Он оказался очень открытым и веселым человеком. Рассказывал о работе на проекте «Шестое чувство», давал советы, отвечал на вопросы студентов. Было странно видеть перед собой человека, который работал с Робертом Де Ниро и Брюсом Уиллисом, ведь меня от него отделяла лишь веб-камера.
По словам гостей и организаторов, нынешний кинофестиваль получился намного лучше предыдущего. Он охватил больше стран, больше участников, предоставил гостям больше возможностей, однако номинаций оставил, как прежде пять.
Главной из них стала номинация на «Самый странный фильм» (The best weird film). Все они отталкивались от того, какие эмоции фильм вызвал у зрителей – самый вдохновляющий, красивый, грустный, смешной.
Очень надеюсь, что фестиваль «Feelmotion» с каждым годом будет становиться все масштабнее, и какая-нибудь необычная номинация однажды уйдет в одну из казахстанских киношкол.
Вот как это было:
All media files made and provided by Gizem Tonbak, Kosta Dupcinov and Film Institute — Ohrid Film Academy.