СТАНДАРТНАЯ «АДЕЛЬ»

АКБОТА БАЙКАДАНОВА.

Небольшое предисловие о том, как я попала на этот фильм.

Я посмотрела трейлер и почитала описание, которое было довольно расплывчатым, и поэтому подумала, что фильм будет рассказывать о тяжелой драме композитора и его творческом тупике, а развитие сюжета будет отталкиваться от творческого поиска, где любовь будет вспомогательным компонентом. Но мои ожидания не оправдались. Оказалось, что я попала на мыльную мелодраму, где композитор страдает не от творческого тупика (наоборот, он даже пишет «хит за хитом»), а страдает от безумных идей девушки (то она его заставляет раздеться, то поход и т.д. т.п). Конец предисловия.

Бывший КВНщик, сценарист и теперь режиссер Аскар Бисембин, известный нам по своей дебютной комедийной картине «Свадьба на троих», выпускает в свет свою вторую картину. На этот раз это не комедия, а мелодрама под названием «Адель» с простой историей о том, как с приходом яркой, немного странной девушки, жизнь несчастного мужчины обретает краски, но это счастье не вечно, СПОЙЛЕР (потому что героиня скоро умрет…) Из-за названия фильм сразу ассоциируется с фильмом «Жизнь Адель» и, должно быть, не случайно: как и в «Жизни Адель» здесь появляется некто яркий и необычный и все меняется, но это фильмы совершенно разных уровней. Современного зрителя вряд ли удивит эта история ‒ фильмов и сериалов с похожим сюжетом было снято уже не мало. Жорж Польти в свое время предложил список из 36 драматических ситуаций, и попытки дополнить этот список ни к чему не привели, следовательно, ничего нового как бы уже не придумаешь, а оригинальные сюжеты кинематографа это все череда повторений. Но мы смотрим эти «повторения» и находим что-то уникальное, потому что, самое главное, то КАК это преподнести зрителю.

Фильм «Адель» получился заурядным, он отражает весь стандарт мелодраматизма, который только можно придумать для такой немудреной истории. Сюжет движется не затянуто, легко смотрится, но он банален. Нелогичность поступков героев и неправдоподобность развития сюжета могла бы быть простительна, напиши сценарий девушка подросток (в силу возраста, не имеющая представления о реальной психологии поведения людей и грезящая о нереальной любви), но не взрослый-мужчина. Любовь в фильме «Адель» – это когда, глядя с балкона на то, как девушка красит ногти ног (и снова вспоминается «Жизнь Адель»!), нелюдимый мужчина, переживший уход жены, неспособный снова играть, замирающий с дрожащими над клавишами пианино пальцами, после взгляда на девушку, вдруг садится и сразу сочиняет, более того, пишет целое произведение, а стоит ей перестать появляться на балконе, этот нелюдимый мужчина, бежит стучаться к ней в двери.

Фильм может похвастаться наличием колоритного казахского юмора, но не драматизмом (даже кричащий в машине Берик Айтжанов вызвал больше неловкости, нежели сочувствия). Операторская работа сделана чисто, без ошибок, картинка не раздражает, но этим же она и непримечательна ‒ отснята «по-сериальному». Монтаж выполнен аккуратно, но некоторые музыкальные сцены за неимением угасающих звуковых шумов смотрятся как чужеродные клипы, оказавшиеся в фильме (та же танцующая Асель Садвакасова на фоне цветных штор). Музыка – одна из главных составляющих сюжета, но она не двигает его, а является лишь каркасом. Тандем Куата Шильдебаева – алхимика народного звучания, с Ермеком Турсуновым в фильме «Шал» является примером того, как создавать правильную «химию» между художественной картинкой и музыкальной.

Актерская игра Берика Айтжанова и Асель Садвакасовой на фоне второстепенных героев и героев эпизодов выглядит как «небо и земля». Женский персонаж казахского кинематографа выходит из тени ‒ девушка переворачивает судьбу героя, но игра актрисы оставляет двоякое впечатление. Характер Адель – очень ребячливый, молодой, тянущийся к нестандартному, а Асель Садвакасова выглядит и чувствуется старше такого персонажа, приземленнее, в итоге происходит дисбаланс, несоответствие внутреннего и внешнего. Мужской персонаж подобран грамотнее, но отношения между героями с теми характерами, что их наделили, смотрятся неправдоподобно. Тема «спокойного паренька и безбашенной девочки» не только в мировом, но уже даже в казахском кинематографе не новинка. Нечто подобное было у Сакена Жолдаса с его лентой «Он и Она» (чей фильм ‒ ремейк корейской, а затем американской «Дрянной девчонки» и примеси «500 дней лета»). Лучшего всего отыграл свое камео Кайрат Нуртас (стилистика «Звезда в кадре» теперь перекочевывает и к нам) – то ли он настолько дорогой певец, то ли все сцены с ним вырезали, но он появился лишь в одном эпизоде, тогда как на рекламной брошюре (не путать с плакатом) он был вместе с героями, что наводило на мысли о том, что у него должно быть больше экранного времени. Фанаты, должно быть, были разочарованы.

Говоря о грубых ошибках фильма, стоит выделить некоторые эпизоды. Мужчина вроде бы жил этажом ниже и всегда поднимался к девушке, но когда показывали эту сцену, то балкон девушки всегда был на одном уровне с балконом мужчины. СПОЙЛЕР: Наркоманы обычно выглядят худыми и тощими, но не в этом фильме.

Подводя итог, скажу, что фильм «Адель» получился крепким стандартом, набором из «это уже было» и не выделяющимся среди других таких же фильмов и сериалов на подобной тематики, разве что, снято в Казахстане. Асель Садвакасова (актриса и продюсер фильма) с гордостью отмечает, что этот фильм был снят всего лишь за 24 дня. Не удивительно, по шаблону снимать можно быстро. Телеканалы штопают в день по серии какого-нибудь сериала и, набив руку в последнее время стали делать довольно качественные ситкомы. Не смотря на цензуру и ограниченность времени, которая заводит творческий процесс в рамки, встречаются интересные истории и сюжеты. Особых стараний снимать стандарты не требуется, обучить можно любого: учишься ремеслу, берешь лекало и делаешь, но пересматривать уже то, что было сделано – никто не хочет. А хочется видеть оригинальное, чувствовать режиссерский посыл и его взгляд. Нельзя сказать, что фильм был плох, неискушенному зрителю он будет по душе. Операторская работа в нем без грубых ошибок, музыкальное сопровождение настраивает на романтический лад, добрая история и смешные шутки играет только на пользу, как раз-таки девочкам и мальчикам подросткам, с которыми я сидела в зале, он будет по вкусу. Выходя из зала, они говорили: «Да, тяжелый фильм, но мне понравилось».

Акбота Байкаданова

Режиссер-документалист. Переводчик.

1 комментарий

  1. Адель — очень плохая копия фильма ‘Сладкий ноябрь’, где снимались Киану Ривз и Шарлиз Терон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.