ИННА СМАИЛОВА.
О чем? О лучших и худших последних фильмах и…все о нем, спустя полстолетия ‒ базеновском вопросе: Что такое кино?
В национальном кинопространстве при наличии электрических зарядов плюсов и минусов, как мне кажется, не хватает критерий оценок профессионалов. Предлагаю ответы одного из самого известного кинокритика страны с чьими выводами, трудно не согласиться.
Итоги года и «Что такое кино?» от Олега Борецкого
Олег Борецкий – по моему ощущению ‒ чуть ли не лермонтовский «Утес» в отечественной культуре, одиноко стоящий и крепко держащийся за свои убеждения, смотрящий с мудрой (с хитрецой) улыбкой с высоты своего роста и опыта. Он и в профессиональной деятельности – из какой-то уважаемой средневековой касты тех философов, кто шел всегда один и самостоятельно, не впадая в экзальтации направлений и вероучений. Эту позицию доказывает, преподавая философию в КазНУ имени Аль-Фараби. Этих принципов держится и в кинематографе, сохраняя на протяжении десятилетий(!) высокий рейтинг киноклуба Олега Борецкого, ведя авторские программы на телевидении СТВ, радио «Классика», и в Ассоциации кинокритиков Казахстана. Потому и ответы его на вопросы – лаконичны и словно высечены из той же сложившийся веками породы ученого-кинокритика.
‒ Что же такое для вас кино? В каком направлении движется мировой кинематограф сегодня?
‒ Кино для меня это все, на что способен кинематограф: аттракцион, балаган, развлечение, искусство, гипертекст, цвет времени, рефлексия, протест, сновидение, катарсис. В самых разных направлениях ‒ пестрое многообразие.
‒ Кинематограф сегодня — в чем причина отсутствия принципиальных открытий, а, если они есть, то раскройте эти новшества?
‒ Причина отсутствия принципиальных открытий в том, что все уже открыто. Испробованы все варианты киноязыка и изображения.
‒ Как изменяется казахстанский кинематограф, можете обозначить какие-то важные особенности?
‒ Казахстанский кинематограф стал более динамичным по ритму, оставаясь вторичным по содержанию. Пока он не нашел своеобразия (не считая физиогномики и ландшафта).
‒ Выделите по-вашему мнению лучшие мировые фильмы за последние два года и объясните почему?
‒ «Она», «Левиафан», «Роль», «Интерстеллар», «Кто я?», «Небраска». Почему? Потому что лучшие.
‒ Назовите лучшие казахстанские фильмы за последние два года, чем это показательно?
‒ По киноязыку ‒ «Хозяева», по «американскому стандарту» ‒ «Хакер», по жанровой и коммерческой составляющей ‒ «Келинка Сабина», по идеологической правильности ‒ «Путь лидера», по принципу «наше всё» ‒ «Жат»