ИННА СМАИЛОВА.
Это интервью особенное. Надеюсь, в итоге до конца 2015 года оно предстанет на сайте vosmerka.kz регулярным циклом небольших киномнений с известными казахстанскими критиками.
О чем? О лучших и худших последних фильмах и… все о нем, спустя полстолетия — базеновском вопросе: Что такое кино? В национальном кинопространстве при наличии электрических зарядов всех плюсов и минусов, как мне кажется, не хватает критерий оценок происходящего. Поэтому следует поближе познакомиться с позицией наших ведов и послушать их мнение о природе изменяемости мирового и отечественного кинематографа в настоящем времени. Тем более,что кинокритики популярные и, уверена, их ответы из той категории предложений, от которых никто не сможет отказаться.
Итоги года и «Что такое кино?» от Ольги Малышевой
Знакомьтесь, Ольга Малышева. По образованию – журналист. В разное время пробовалась на радио и телевидении, но почти сразу отдала предпочтение печатным жанрам. Работала в газетах и журналах с 2002 года, с 2009 ‒ в новостной интернет-журналистике. Чуть больше года назад оставила офисную работу ради свободной и творческой: «Основным родом занятий считаю кино- и театральную критику, пишу колонки о театре и кино в интернет- и печатные издания, езжу на фестивали и семинары, продолжаю заниматься журналистикой фриланс. Сотрудничаю с театром ARTиШОК в качестве пресс-агента».
Независимая оценка и самостоятельность шага, как мне кажется, характеризуют ее живой, смелый отклик в тех переменах жизни, которые происходят сегодня в различных сферах искусства. Поэтому в собственных оценках — такой сигнальный маячок театральной и кинокритики, при чем в зависимости от ситуации, ее сигналы — то ли Земля, то ли SOS — пора действовать! Не случайно и в Ассоциации кинокритиков Казахстана она умело и мобильно справляется с самой тяжелой работой по организации мероприятий, работе с прессой и удержанию равновесия непростой команды.
Что же такое для вас кино? В каком направлении движется мировой кинематограф сегодня?
Современное кино я для себя условно делю на две категории: фильмы-манифесты (что сказать) и фильмы-аттракционы (как сказать). Причем, это разделение не всегда ложится на условные группы «авторского» и «коммерческого» кино. Это скорее вопрос отношения кинематографистов к текущей ситуации: создается ли кино с оглядкой на нее или без. Есть ощущение, что с каждым годом граница между манифестом и аттракционом будет становиться все тоньше – с одной стороны, художнику сложнее оставаться аполитичным, с другой – избалованному зрителю хочется еще более крутого зрелища. Я не удивлюсь, если в ближайшие пару десятков лет самые заметные фильмы будут похожи на пропагандистские ролики с высочайшим качеством картинки и звука.
Кинематограф сегодня — в чем причина отсутствия принципиальных открытий, а, если они есть, то раскройте эти новшества?
Существует теория, что все самые важные открытия в науке и искусстве уже были сделаны, и наступил век открытий в области биологии. Кино как технология и кино как творчество, вероятно, тоже пришло к определенной стадии развития, и дальше должно развиваться по какому-то другому вектору. Может быть, нам встроят киноэкраны во внутреннюю сторону век, например. Или вскорости станет нормальным дополнять кинопоказы запахами или тактильными ощущениями.
Как изменяется казахстанский кинематограф, можете обозначить какие—то важные особенности?
Казахстанское кино (как и другие виды искусства внутри страны) проходит ровно те же стадии, которые в мировом масштабе отрасль уже прошла. Не совсем понятно, нужно ли это объективно – вероятно, поиск идентичности в этой ситуации оказался бы нужнее и логичнее. Но мы упорно стремимся к собственной эпохе блокбастеров, проходя периоды боевиков, комедий, мелодрам. Несмотря на объективные факторы, несмотря вообще ни на что. Поэтому оценивать большую часть зрительского казахстанского кино сколь-нибудь серьезно бывает весьма сложно, приходится выстраивать особую систему координат. С фестивальным кино интереснее, там другая конъюнктура, не по форме, а по содержанию. И с каждым годом появляются все более интересные экземпляры, и что особенно радует – они становятся предметом для массового обсуждения.
Выделите, по—вашему, мнению лучшие мировые фильмы за последние два года и объясните почему?
Я бы выделила фильмы, которые, соответствуют моим персональным прогнозам относительно «кино будущего» (см. вопрос 1), адекватные эпохе. То есть с одной стороны, несут важный социальный или политический месседж, с другой представляют собой зрелище. Это «Бердмен» Иньярриту, «Интерстеллар» Нолана, туда же можно отнести фильм Быкова «Дурак», который остался в тени «Левиафана» Звягинцева. Удивительно манифестными выглядят свежие мультфильмы – «Головоломка» или «Лего.Фильм», например.
Назовите лучшие казахстанские фильмы за последние два года, чем это показательно?
По результатам прошлого года лучшие фильмы были отмечены «Выбором критиков», не буду заостряться на них. В этом году, по всей видимости, голосование тоже не станет особенно пылким. В драме стоить выделить «Шлагбаум» Пошанова. «Жол» у Узабаева получился тоже очень симпатичный. В комедии – пока нет конкурентов у «Свадьбы на троих». Ближе к концу года будет виднее, пройдет еще несколько премьер.