Уроки казахского: Ардак Амиркулов

Цикл исследовательских статей Кайши Рахимовой о «казахской новой волне» продолжается разбором творчества режиссёра Ардака Амиркулова.

 Одиночество – это некий абсолют. Единственное существующее. Все остальное плод нашего воображения. Иллюзия. Помни об этом. И старайся поступать соответственно. Ингмар Бергман

Опираясь на опыт «французской новой волны» «казахская» активно искала свой собственный язык и стиль. У нее на этом пути были свои уроки. Эта статья посвящена авторскому разбору фильмов «Гибель Отрара» (1991) и «1997. Записи Рустема с картинками» (1998) одного из представителей «казахской новой волны» Ардака Амиркулова. Её эпилогом будут фрагменты интервью с режиссёром, записанного кинокритиком Гульнарой Абикеевой и опубликованного в её новой книге «Казахская новая волна».


 «Гибель Отрара», 1991 г.

РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК: А. Амиркулов

СЦЕНАРИЙ: А. Герман, С. Кармалита

ОПЕРАТОРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ: А. Сулеев, С.Койчуманов

ХУДОЖНИКИ-ПОСТАНОВЩИКИ: У. Шманов, А. Ророкин

В РОЛЯХ: Д. Кыдыралиев, Т. Жаманкулов, Б. Бейшеналиев, А. Махсудов, и др.

ПРОИЗВОДСТВО «Ардфильм К», ТО «Алем», «Казахфильм»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 2 серии по 79 мину

 


«ЧТО?»

В центре сюжета воин-тысячник Инжу, который оказывается жертвой политических игр. Сквозь призму исторических событий начала XIII века, а именно нападения войска Чингисхана, Ардак Амиркулов напоминает нам о недооценных в наше время вещах, таких как честь, долг, человеческое достоинство, любовь к Земле и народу, уважение к поверженному врагу, осознанная внутренняя и внешняя борьба, смирение.

«КАК?»

«Гибель Отрара» ‒ первый исторический сложнопостановочный костюмированный казахстанский фильм. Невооружённым глазом видна огромная работа, проделанная художественным департаментом. Можно сказать, это опера Александра Ророкина и Умирзака Шманова. Декорации, обстановочный реквизит, игровой реквизит, костюмы! Также нельзя не заметить, насколько эпичными и эмоциональными делают сцены глубокие композиции Куата Шильдебаева.

Проведём разбор структуры картины согласно методу Блейка Снайдера: 

  1. Открывающая сцена

Верный Инжу, который благодаря своему характеру смог подняться от раба до тысячника.

  1. Формирование темы

Инжу возвращается в Хорезм, чтобы предупредить о предстоящем нападении войска Чингисхана.

  1. Установка

После 7-летнего нахождения в тылу у врага, главный герой говорит Великому о силе и возможностях монгол, о том, что под их покровительством находятся купцы и это легко проверить по наличию у последних золотых пластинок.

  1. Катализатор

Однако Алдияр ему не верит и обрекает на мучения в «Весёлой башне».

  1. Размышление

Каирхан подтверждает слова Инжу перед Великим и говорит, что они смогут дать отпор учитывая, что их втрое больше. Тем временем Великая решает выслушать Инжу, который говорит ей о необходимости нападения, а не выстраивании стратегии защиты. Великая проговаривает ему свою версию того, как ему следует поступить.

  1. Переход ко второму акту

Инжу, воспользовавшись навыками воина, приобретенными годами в сражениях, сбегает из крепости. Он мстит китайскому переводчику при дворе, из-за которого ему не поверил Алдияр.

  1. Второстепенная сюжетная линия

У Инжу возникает конфликт с Каирханом. В итоге Каирхан обвиняет верного Инжу в предательстве и позоре и прогоняет.

  1. «Развлечения и приколы»

Думаю здесь есть только одна подобная сцена. Человек с курительной трубкой сидит у огня. Затянувшись несколько раз он начинает смеяться. Через некоторое время этот же человек плачет.

  1. Поворотная точка

На 60-й минуте фильма Чингисхан даёт купцу приказ, чтобы тот в обмен на светлое будущее своих детей, пустил слух о монгольском торговом караване. Услышав об этом Инжу говорит: «Но монголы не бывают слугами или погонщиками, они бывают только воинами».

Тем временем Каирхан организовывает нападение, пользуясь методом врага.

  1. «Плохие парни наступают»

Чингисхан узнав об этом нарушает правило, протащив воина врага по степи. Этим он открыто объявляет войну.

  1. «Всё потеряно»

Все понимают, что конец близок. Это ярко выражено сцене, когда летописец с целью сохранить культурное наследие погребает себя заживо.

  1. «Душа во мраке»

Воины прислушиваются к земле, рассчитывая приближение монгольского войска. Композиции К. Шильдебаева придают сценам ощущение неизбежного.

  1. Переход к третьему акту

На 95-й минуте фильма начинается нападение.

  1. Финал

Каирхан извиняется перед Инжу, но это больше похоже на прощание. Крушение главной мечети Отрара и стремительное и тотальное уничтожение его жителей. Каирхан затыкает уши кусочком своей накидки, которую продолжает держать его подданный. На 125-й минуте нагие пленники везут своего правителя Каирхана, заточенного в клетке, на повозке по грязи в окружении монгол. Чингисхан приказывает казнить Каирхана, отлив маску из серебра с его лица пока он жив. Этим решением, он делает Каирхана не только мучеником, но и обеспечивает его бессмертие отдавая дань уважения согласно степным традициям. При этом Алдияра казнят, а Великую словно животное садят на цепь.

  1. Заключительная сцена

Инжу говорит: «Знаешь, а наш Отрар держался дольше всех городов, как я слышал».


«1997 — записи Рустема с картинками», 1998 г.

РЕЖИССЁР-ПОСТАНОВЩИК: А. Амиркулов

ПРОДЮСЕРЫ: А. Амиркулов, Е. Шинарбаев

СЦЕНАРИЙ: Е. Рустембеков Н. Туребаев

ОПЕРАТОРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ: Р. Косай, А. Рубанов

ХУДОЖНИКИ-ПОСТАНОВЩИКИ: Л. Решетова, Г. Тлеулин

ЗВУКООПЕРАТОР: Е. Влазнева

КОМПОЗИТОР: К. Шильдебаев

В РОЛЯХ: Е. Рустембеков, А. Шаймухамбетова, Т. Жаныбеков и др.

ПРОИЗВОДСТВО: Национальный Продюсерский центр, «Ардфильм»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 80 минут


«ЧТО?»

Фильм о первых неуверенных шагах взрослеющего парня по имени Рустем, который ведёт записи с рассуждениями, воспоминаниями, рисунками и снами в небольшом блокноте. У него есть сестра, друг, приятели, враги и девушка, которую он считает чудаковатой, но тем не менее ищет с ней встреч.

«КАК?»

Повествование ведётся от лица главного героя при помощи закадрового голоса, который оправдан названием фильма. Через ЗКТ Рустем делится со зрителем рассуждениями, воспоминаниями, снами.

Пример 1.

1-я минута фильма. Рустем лежит в ванной. ЗКТ: «97-й, если цифры поменять местами будет 79-й, год моего рождения, мне 18 лет».

Пример 2.

28-я минута фильма. Рисунок, на котором изображена девушка на краю крыши. Медленный отъезд.  На переднем плане ботинки Рустема. ЗКТ: «Сон. Зелёная трава, деревья. Я совсем голый, потом трава стала горячей, мне стало обжигать ноги. Было совсем жарко. Хорошо, что я проснулся».

Пример 3.

36-я минута фильма. Рустем в больнице навещает Мико. ЗКТ: «Мать говорила, что когда я плакал, на глазах не было слёз. И чтобы обмануть её, я слюни размазывал по лицу».

Картина поделена на главы. В звуковом оформлении использована музыка, радио, мыльная опера. В визуальном ‒ рисунки, которые практически повторяют кадры из фильма.

Пример 1.

Забавные начальные титры в сопровождении тяжелой музыки (рок/метал).

Пример 2.

18-я минута фильма. Рустем пришёл к другу, у того включено радио. По радио передают новости о фильме Дарежана Омирбаева «Кардиограмма». Женский голос говорит о том, насколько тепло фильм приняли в Европе, особенно во Франции.

Пример 3.

28-я минута фильма. Рисунок кадра, в котором девушка стоит на краю крыши.

В духе хроникальных фильмов мы видим титры с мыслями Рустема.

Пример 1.

19-я минута фильма. Рустем, увидев девушку говорит: «Талга, давай по третьей».

Титр поясняющий сленг: «“Мошка” ‒ жертва. “По третьей” – способ знакомства номер три».

Пример 2.

25-я минута фильма. Рустем смотрит в след Мико. Титр: «ОНА – тронутая, странная, ненормальная, сумасшедшая, чокнутая, психованная, шизанутая, тормознутая».

Несколько кадров в фильме неигровые и сняты методом наблюдения.

Пример 1.

Кадры людей в сопровождении начальных титров.

Пример 2.

32-я минута фильма. Несколько кадров со случайными людьми в городе в сопровождении музыки.

Пример 3.

Так же в конце фильма показаны кадры снятые на площадке, в которых можно узнать А. Амиркулова, Р. Косая и т.д.

Забавные начальные титры фильма:

Пример 1.

Ержан Рустембеков

Нариман Туребаев

Учились писать сценарий

Пример 2.

Лариса Решетова

Азиз Тлеулин

Наташа Харьковская

Айгуль Альпеисова

Махаббат Саркытбаева

Учились рисовать, играть роли с текстом (и без!), переводить секунды в метры, быстро находить реквизит, ловить мух и искать актёров

Пример 3.

Талгат Жанибеков

Жаик Сыздыков

Бахытжамал Кулиялова

Гизат Султанов

Сергей Макеенко

Учились разговаривать, пить чай (или не чай), смотреть телевизор, стреляться на дуэли, раздеваться, ругаться, драться – ПЕРЕД КАМЕРОЙ!

Как Ардак Амиркулов показывает, что девушке Алие нет дела до Рустема?

На 51-й минуте фильма герой с цветами сидит около симпатичной девушки, которая его игнорирует, якобы слушая радио. Когда он пытается завязать с ней разговор, она переключает каналы радио.

Как Ардак Амиркулов показывает, что Рустем хочет переспать с Мико?

На 58-й минуте Рустем, не смотря на то, что считает Мико сумасшедшей, слушает бред и даже поддерживает с ней разговор в кафе. Когда они сидят в театре, он отойдя в туалет с интересом открывает презерватив.

В заключении

«Гибель Отрара» ‒ масштабная историческая сложнопостановочная картина была снята Амиркуловым-студентом, которому не было и тридцати.  Второй фильм «1997. Записи Рустема с картинками» снят им уже в статусе мастера при участии его студентов. Картины не похожи друг на друга по форме и стилистике, однако обе выполнены благодаря слаженному «оркестру» съёмочных групп, где режиссёр позволил каждому раскрыться. Из просмотра фильмов и интервью А. Амиркулова ясно, что пафосный кинематограф режиссёра нацелен прежде всего на entertainment.

Из интервью Гульнары Абикеевой с Ардаком Амиркуловым (Сборник «Казахская новая волна»):

Г. А.:  Художником-постановщиком [«Гибель Отрара» ‒ К.Р.] у  тебя работал Умирзак Шманов ‒ гениальный человек, сколько конструкций он придумал и  приспособлений для сложных съёмок, подкоп под мечетью, например, сцена заливки серебра и т. д.

А. А.:  Сложные съёмки. Я же декорации не делал, я их как бы создавал в голове. Мы должны были снимать этот фильм где-то пять месяцев, а снимали его полтора года. Вот эту стену, которая показывается во время штурма Отрара, мы строили три раза ‒ она была высотой в пятнадцать метров. Первый раз мы хотели её в Киргизии поставить. Помогать напросился мой друг, Усен Кудайбергенов. Стену построил, но она была такая не азиатская, а более рыцарская, европейская. Я уехал и не стал там снимать. Потом мы построили декорацию на Капчагае. И  эту первую декорацию ветер снёс. И только в третий раз мы её поставили. Это же было советское время. Сейчас тебе вряд ли позволят такое сделать. А тогда это можно было. Конечно, я, наверное, многих обижал тем, что тормозил киностудию по планам, какой-то определённый вред я принёс этим упрямством тогда. А сейчас кто об этом вспомнит? Если бы я обошёлся малой кровью, то сейчас бы про эту картину, может быть, и не говорили.

Г. А.: Вообще, тебе крупно повезло. Первая дебютная картина — и историческая, двухсерийная. Сколько тогда тебе было лет?

А. А.: Когда я её закончил, мне ещё не было и тридцати.

Г. А.: «Крышу» не сносило? Известность, фестивали, потом ещё и гос.премия?

А. А.: Нет, я тогда не думал, что это хорошая картина. Если честно, меня все ругали.

Г. А.:  За что? За потраченные деньги?

А. А.:  Нет. Критики говорили, что у этой картины не выстроенный сюжет, очень длинные и долгие кадры, которые как бы тормозят развитие сюжета. Начали хорошо говорить про фильм только через десять лет.

Г. А.: Хорошо, а что такое для тебя кино?

А. А.: Кино должно быть суперличностным, абсолютно не похожим ни на что другое. Я не думаю, что есть огромное количество людей, которые фанатеют от живописи. Это, скорее, характеристика приобщения к культуре. Не думаю, что живопись может вызвать такое абсолютное сильное эмоциональное возбуждение в человеке, как цирк например. Искусство кино, как и любой другой вид искусства, никому ничем не обязано. Как Набоков говорил: «Искусство бесцельно ‒ потому оно бесценно». Искусство не имеет цели. Кинематографом, режиссурой я пытаюсь заниматься не ради того, чтобы самоутвердиться и что-то в этом роде: я хочу быть честным сам с собой. Да, я могу себе это позволить. Я также занимаюсь бизнесом и могу заработать деньги на жизнь и без занятия кинематографом ‒ скорее, я сам трачу деньги на кино. Когда я думаю о  кино или снимаю фильмы, для меня главное ‒ испытать такие же чувства, которые я  испытываю, когда, допустим, читаю хокку или другую поэзию (например, поэтов Серебряного века). Или же когда я читаю литературу, которая забирает меня всего самого, ‒ когда физически растворяешься в том материале. Мне хотелось бы, чтобы часть кино стала предметом искусства. Но кино имеет какую-то свою природу. Это и фотография в состоянии живописи, и живопись в состоянии поэзии. В кинематографе это состояние ещё и компенсированное, потому оно меняется во времени. Не только в пространстве, но и во времени: когда мы снимаем какой-то кадр, он длится какое-то количество времени: пять секунд, десять секунд, минуту и т. д. И вот как бы в промежутке этого времени состояние меняется ‒ и это может только кино! Одно состояние, которое переходит в другое состояние, оно не только создаёт тот мир ‒ пространственный и  физический, ‒ но оно создаёт ещё чувственные миры. Эти состояния не грубые, которыми кинематограф может пользоваться, как цирк: когда человека бьют по голове и он падает, ‒ а более тонкие, поэтические. Некоторые вещи, которые я говорю, пафосные, но, мне кажется, что искусство отличается от неискусства именно пафосом. Искусство должно быть пафосным!

В кино может быть тот или иной монтаж, хорошая или посредственная актерская игра, может быть её отсутствие, красивая работа художника и оператора, отдельные достоинства и недостатки, и так далее, но, в конечном счёте, в памяти остаются не элементы, а ощущение, которое возникает после просмотра, когда выходишь из зала. Все эти вещи складываются воедино вместе с местами города, давно ставшими родными, и появляется нечто большее ‒ то, что меняет тебя как зрителя и художника.  Роман Захаров, художник

Кайша Рахимова

Режиссёр, сценарист, магистр искусствоведческих наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.