Кинорежиссер Азиз Заиров: «Всякое воспитание нужно начинать с себя!»

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

27 ноября в столичном кинотеатре «Арман» состоялась премьера фильма «Быть или не быть?». Днем позже закрытый показ фильма с участием съемочной группы прошел в Казахском Национальном Университете искусств. После показа мне удалось побеседовать с режиссером фильма Азизом Заировым.

Здравствуйте, Азиз! Разрешите поздравить вас со столичной премьерой. Если позволите, я начну с наболевшего вопроса: каковы ваши ожидания относительно зрителей, учитывая, что в «киношном» Алматы в кинотеатре фильм посмотрело чуть более полусотни людей?

Начну с того, что директора киносетей нас не поддержали. Бауржан Шукенов (директор киносети «Арман» — Е.Л.) – единственный кто поддерживает арт-хаус, социальное и интеллектуальное кино. А зрителей в Алматы было очень мало во время проката, наверное, потому что фильм крутили в дневное время, в 13.40, это как раз, когда все работают или учатся. Плюс к этому, мне кажется, наше общество не совсем готово к таким фильмам и возможно люди изначально думают: «Ну, вот опять про бедных инвалидов, какие они несчастные и т.д…». Не отрицаю и того, что была слабая реклама. Причины разные. И потом все-таки зритель идет в кино, чтобы расслабиться, после работы и думать, напрягаться особо не хочет. Винить его за это нельзя.

Как, по-вашему, что может подтолкнуть зрителя пойти именно на ваш фильм?

Подтолкнуть может сострадание, способность взять на себя чужую боль и, наверное, желание понять людей, которые оторваны от социума и живут отдельной кастой. Могу предположить, что зрители вдоволь насмотрелись уже фильмов спекулирующих на инвалидах, и им кажется, что наш фильм это очередная лажа. Поэтому так важно, чтобы те кто уже посмотрел «Быть или не быь?» писали свои отзывы и публиковали их на киносайтах и в соц.сетях. Любой зритель, прежде чем пойти в кино, отдать свои деньги, захочет узнать мнение тех, кто уже смотрел. Тогда, наверное, другие зрители сделают выбор в пользу нашего фильма!

Каков дальнейший маршрут проката картины?

Нас пригласили в Усть-Каменогорск, отправимся 8 декабря. Но только я и исполнитель главной роли — Тахир Умаров. Хотелось бы всех актеров возить на премьеры, но все как всегда упирается в деньги. Мы бы и рады прокатывать фильм по всему Казахстану, но это уже зависит от владельцев киносетей. Будем вести переговоры. Во всяком случае, Бауржан Шукенов готов сделать премьеру и прокат в Кызыл Орде и Кустанае, где у него тоже есть кинотеатры. В Атырау люди приглашали, обещали помочь! Посмотрим, как сложится.

Я слышал, что картину также планируется пустить и в плаванье по фестивалям? Чего вы ждете от этого старта?

На самом деле мы уже предлагали наш фильм на кинофестивали. Отправляли заявки в Венецию, Локарно, в Лондон. Но фильм не взяли в конкурс. Мы показывали фильм кинопродюсеру Анне Качко (она продюссировала «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Жаужурек Мын Бала» Акана Сатаева, и другие картины). Фильм ей очень понравился, она написала хороший отзыв, который мы используем в пресс-релизе и сказала, что решить судьбу нашего фильма будет очень сложно, так как он у нас жизнеутверждающий, а европейские фестивали ждут фильмы, показывающие острые неразрешимые конфликты и проблемы, например личность и власть, система и человек. Еще одна проблема – не очень качественный звук. Из-за очень маленького бюджета мы не смогли поработать со звуком по мировым стандартам. А еще у нас не было хорошего продюсера, чтобы выходить на крупные фестивали. Сейчас мы снова занимаемся отправкой фильма на фестивали, но с нами теперь работает продюсер Дарья Белкина, которая сама является по профессии кинематографистом. Думаю, что какие-то фестивали все равно заинтересуются. Мы сделаем все, что возможно. Надеюсь, результат будет положительным!

Заметил, что вы снимаете ваши встречи со зрителями – готовите документальный фильм или это просто видео на память?

Я частенько снимаю на видео то, что происходит вокруг – все-таки я учился у мощных режиссеров документалистов Аси Сулеевой и Серика Райбаева. Это мэтры! Серика Кенжегалиевича уже нет, к сожалению, но он многое дал нам и мне лично! Он был настоящей ходячей энциклопедией. Я поражался его знаниям и навыкам. Ася Калиевна чаще была на съемках, но когда она к концу сессии приезжала смотреть наши курсовые фильмы, мы очень боялись. Она разносила нас в пух и прах — настоящий киношник! Мы прошли с нашими мастерами отличную школу, приучились снимать всегда. Я снимаю чаще для себя, но все-таки думаю, что когда-нибудь смонтирую документальный фильм. Все-таки встреча наших ребят со зрителями – это уже момент их интеграции, их социализация. Ребята почувствуют себя равными, у них поднимается самооценка, и они становятся уверенней в себе.

У вас на очереди картина «Девушка и море». Планируете остаться в выбранном жанре или же есть планы иного характера?

Да у нас с Мухамедом Мамырбековым много подобного рода проектов и поэтому пока тема не исчерпана будем раскрывать ее и снимать фильмы! Это нужно делать. Я являюсь инвалидом второй группы, знаю эту проблему не понаслышке и тем более 10 лет работаю в «АРДИ» (Ассоциация родителей детей-инвалидов – Е.Л.), поэтому высасывать что-то из пальца мне не придется. Сейчас у нас есть расширенный синопсис сериала «Директор детского дома». Это наша с Мухамедом Мамырбековым мечта, запустить такой проект. Мы уже предлагали его на многие каналы, в том числе на «Хабар» и «КТК». Проект хвалили, но не запустили. В общем как обычно. Впрочем, есть у нас идеи и иного направления.

После выхода в свет «Зимних бабочек», вы упоминали о проекте «Маленький принц», как обстоят дела с ним?

Несколько лет назад мы предлагали президенту киностудии «Казахфильм» запустить цикл социальных кинопроектов под общим названием «АРДИЛЕНД», куда входили бы и полнометражные игровые фильмы и «короткометражки» и «документалки», и истории в стиле «Ералаш», снятые по мотивам рассказов учеников «АРДИ». Проект «Я — маленький принц», как раз из этого цикла. Аманшаев похвалил наши проекты, дал им высокую оценку, а проект «Я маленький принц» обещал запустить, сказал, что он очень достойный но в итоге получилось, что мы три года просто зря обивали пороги его кабинета. Судьба проекта так и не решена.

Вы сталкиваетесь с недоверием к вашему делу со стороны зрителей или коллег по цеху? Не приходилось ли вам слышать обвинения в спекуляции или другие подобные вещи?

Недоверие было как раз со стороны руководства «Казахфильма». Иногда и другие люди обвиняли нас в спекуляции темой, но их было не много. Простые люди относились с пониманием и помогали нам. Мы собирали деньги на DCP-конфертацию фильма «Быть или не быть?» через Фейсбук. Друзья за один день собрали нам 90 тысяч! Они же организовали нам и поездку в Астану на свою премьеру, взяли на себя все хлопоты и заботы, связанные с нашим пребыванием здесь. Наши актеры получили отличные подарки, и самое главное им был оказан поистине звездный прием.

Как вам кажется, воспитание зрителя – это посильная задача для режиссеров идущим тем же путем, что и вы?

Я думаю, что воспитание зрителей все-таки должно быть очень дозировано! То есть, как говорили древние мудрецы: поучая, развлекай, развлекая, поучай. Главное найти баланс, а потом, как говорила нам в свое время Ася Сулеева: «Какие мы – такие и наши фильмы». Поэтому всякое воспитание нужно начинать с себя.

Кого из современных кинематографистов вы могли бы назвать в числе своих соратников?

В первую очередь назову моего друга, сорежиссера и соавтора, талантливейшего сценариста и режиссера Мухамеда Мамырбекова, а также киноведа, профессора Гульнару Абикееву, режиссера и сценариста, мастера авторского кино Наримана Туребаева, режиссера и сценариста Жаика Сыздыкова. Ну, и, конечно же, Асю Сулееву! Она настоящий мастер, в том числе и детского кино, которое сегодня, увы, так мало снимается.

Откуда берете силы для продолжения выбранного нелегкого пути?

На самом деле это путь не самый трудный, он интересный, и если, к примеру, птица феникс сжигает себя и возрождается из собственного пепла, то в данном случае мое возрождение приходит через общение с особенными детьми. Они же дают силы, и открывается второе дыхание. К тому же, когда живешь, ставя на первое место духовные ценности, жизнь обретает особый смысл и карма очищается!

Беседовал Евгений Лумпов

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

4 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.