Функциональность спортивной драмы

Евгений Лумпов.

В современном мире спорт и политика настолько неотделимы друг от друга, что для многих даже просмотры фильмов спортивной тематики невозможны без погружения в пучины заговоров и пропаганд. А жаль. Картину «Движение вверх» стоит смотреть именно так.

Разумеется, это задача не из легких. На фоне войны санкций и фиаско российского олимпийского комитета, фильм о победе над американской сборной по баскетболу в глазах многих выглядит как утешающий жест руки Кремля. Однако речь все же об акте искусства, а потому и разобрать его стоит, отделяя мух от котлет.

В центре сюжета – победа олимпийской сборной СССР над непобедимыми американскими баскетболистами на Олимпиаде 1972 года. Малоизвестный режиссер Антон Мегердичев получил поддержку опытных продюсеров и сценаристов. Многие из этих товарищей были причастны ко вполне достойным кинокартинам вроде «Экипажа», «Салюта-7» и даже спортивной «Легенды № 17». Все, что требовалось при таком раскладе от режиссера – понимать законы жанра и четко им следовать.

Законы просты: спортивное кино не должно быть излишне сложным и перенасыщенным темами и сюжетными линиями; оно должно иметь мотивационную составляющую, подходящую динамику, грамотно раскрывать персонажей и держать напряжение повествования даже в том случае, если финал заведомо известен. Все это у «Движения вверх» имеется.

Герои фильма – спортсмены-олимпийцы и их тренер Владимир Гаранжин. Почти у каждого из них своя линия и драма, которые наполняют картину объемом на пути к развязке. В фильме снялись малоизвестные актеры и профессиональные спортсмены – свежие лица и правильно подобранные типажи существенно повлияли на достоверность изображения. Разумеется, нашлось место и для раскрученных товарищей, но здесь, что называется, все на своих местах. Гармаш и Башаров – типичные чиновники, Андрей Смоляков – привычный нам «плохой парень с доброй душой». Роль тренера же досталась Владимиру Машкову, который последние годы плотно окапывался в сериалах и периодически печалил поклонников ролями вроде графа Беклемишева из «Дуэлянта». «Движение вверх» вновь напомнило зрителям о серьезном драматическом таланте актера. В целом, за каждым персонажем бэкграунд и история, для каждого в картине найдено верное место. Как итог – каждое ружьё в финале стреляет.

При этом в фильме грамотно сбалансированы все основные компоненты: проблемы и их решения, изнурительные тренировки и правильные речи (лишенные, впрочем, излишней патетики), напряженные игры и минуты отдыха. Есть даже порция брутального юмора, что здорово оживляет отдельные эпизоды. Чего нет, так это нарочитой сентиментальности, попсовой откровенности и самолюбования. Здесь все как в спорте – только функционально и на пользу результату.

Само-собой старания актеров и спортсменов пошли бы прахом, если бы техническая сторона работы дала сбой, но этого не происходит. Монтажный ритм выверен: динамика и энергичность состязаний сменяется бесхитростной манерой съемки прочих эпизодов. Имеется компьютерная графика, которую в вихре событий не так-то просто обнаружить, имеются классические для спортивных фильмов «замедления времени», умело подчеркивающие мгновения полетов и движений вверх, в наличии уместное музыкальное сопровождение.

Любой из нас, при желании, может посмотреть на YouTube запись того исторического матча и фильм провалился бы как таковой, если бы не сумел дать нечто большее, чем точное воспроизведение событий. Здесь-то и притаилась режиссура. Умело распорядившись по-спартански аскетичными составляющими спортивной драмы, Мегердичев нашел возможность вставить свои «5 копеек». В скрупулезно воссозданной атмосфере они, может, и не бросаются в глаза, но красоты повествованию добавляют однозначно. Для примера, обратите внимание на сцены с параллельным монтажом.

Чтобы не лепить на фильм преждевременный ярлык шедевра, скажу, что огрехи у него, конечно, обнаруживаются, но на общем фоне они выглядят мелкими придирками. Есть пара-тройка необязательных фрагментов, есть перегиб с демонстрацией немощи СССР перед лицом отдельных сложностей и явный наигрыш в переходе американских болельщиков на сторону советских спортсменов − привет, «Рокки 4» и иже с ним!

В остальном же создатели с задачей справились и драму, написанную самой жизнью, грамотно, художественно приукрасили и преподнесли. Получился искренний фильм о людях, способных, несмотря на множество разногласий, сплотиться ради общей цели, стать командой победителей. СССР не был раем, и «Движение вверх» не ностальгирует по светлому прошлому. Как не делает и реверансов в сторону актуальной действительности. Фильм утверждает, что Родина – это не номенклатурные кабинеты, а люди − русские и грузины, украинцы и казахи, белорусы и литовцы, − способные быть друг другу своими. С этих позиций он − практически авторское высказывание, в котором намного больше патриотизма, чем во всех разговорах о спорте и политике.

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.