Фильм смешной, а ситуация нет.

Куанышбек Жакпаров.

«Смерть Сталина» в последнее время на слуху у всех. Все началось с того, что в России этот фильм запретили, как «оскорбительную насмешку над всем советским прошлым, над страной, победившей фашизм», в которой «присутствуют элементы экстремизма». Не покажут его и у нас в широком прокате.

За исключением Clique Film Festival, все прокатчики дружно отказались от картины. Возможно, это очередная оглядка на север и ответ на немой вопрос о том, кто же владеет нашей страной и всеми нами. Но обоснованы ли все эти обвинения в адрес фильма?

Политикам, которые, как и большинство людей, не могут отличить фашизм от нацизма, по всей видимости, не знакома фраза: «в юморе нет запретных тем», что на протяжении долгих десятилетий на своем примере показывали многие комедийные сериалы, мультсериалы и стендап-комики. В отличие от нашей страны, где «свобода слова», как всем известный «кот Шредингера». В цивилизованном мире шутят абсолютно над всем, будь то социум, президент и действующая власть, и их стиль гораздо жестче – «Смерть Сталина» после них кажется детским утренником младшей группы.


 — Слушай, Георгий, как тебе идея помочь мне убрать Берию?
— Я обязательно подумаю за чисткой своих AK-47.


Что касается самого фильма, то он…безобиден. В нем ничего такого, что могло бы действительно кого-то задеть. Про войну здесь нет практически ничего, кроме одной фразы маршала Жукова (Джейсон Айзекс). Этот фильм больше про человеческое стремление к власти. Очевидно, не правда ли?

«Смерть Сталина» – это черная комедия. По крайней мере, 75% времени совершенно точно. Все шутки, в основном, про основные виды репрессий того времени – ГУЛАГи, расстрелы, ссылки в Сибирь и т.д. Странно, что никого не расстреляли из зенитного орудия за недостаточное количество пролитых слез на похоронах вождя – получилась бы актуальная отсылка на Северную Корею.

Остальные 25% хронометража – это драматическая часть, в которой резко уменьшается количество шуток. Настроение этой части разительно отличается от той, что шла с самого начала и это невозможно не заметить. Персонажи ведут себя гораздо серьезнее, становятся похожи на реальных людей, борющихся за власть. Им не до шуток, ведь на кону стоит их собственная жизнь.

Кстати, о персонажах. Основные, конечно же, − это Хрущев, Молотов, Маленков, Берия, сыгранные Стивом Бушеми, Майклом Пейлином, Джеффри Тэмбором и Саймоном Расселом Билом, соответственно. Именно между ними и развернется борьба, конец которой известен из истории. Главное не это, а сам процесс этой самой борьбы. И именно благодаря персонажам, за событиями интересно наблюдать.

Разумеется, их поведение донельзя гипертрофированно. Хрущев постоянно выкидывает какие-нибудь шутки, при этом говоря почти без умолку; Маленков – слабак, не способный на решительные действия; а Берия подписывает расстрельные списки, между делом насилуя несовершеннолетних девочек «in dark basements of NKVD». Остальные персонажи, вроде того же Жукова, играют роли эпизодические и очень активного участия в сюжете не принимают. Тем не менее, это не повлияло на качество актерской игры – все персонажи, и эпизодические, и основные, сыграны на очень высоком уровне. Можно, конечно, придираться к тому, что они не похожи на свои реальные прототипы, однако, делать это незачем.


По габаритам к реальному прототипу близко подошёл только Саймон Рассел Бил. Стиву Бушеми всё-таки стоило набрать несколько килограммов. Несколько десятков.


Технически «Смерть Сталина» выполнена так же без нареканий. Картинка приятная, монтаж плавный, а антураж воссоздан достаточно аутентично, что касается костюмов и дизайна интерьеров. В этом отношении тоже можно придраться к тому, почему советские солдаты ездят на немецких «Опелях Блиц», а сотрудники НКВД используют «Ситроены», но, снова это делать незачем – мелочь очень незначительная.

В итоге, «Смерть Сталина» – это черная комедия, в которой, впрочем, совсем нет изобретательности в юморе. Сравнение с «Монти Пайтоном», которое множество раз всплывало в СМИ – абсолютно не уместно, так как и шутки по качеству ни в какое сравнение не идут, да и тем для них гораздо меньше. Можно даже сказать, что это бесспорно смешное, но совершенно обычное одноразовое кино, которому повезло получить свою дозу пиара от российских законодателей, которые на почве поклонения царям-самодержавцам, возведения их в «лик святых» и тотального противостояния западу совсем потеряли умение мыслить критически.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *