Черная комедия из Кыргызстана

Кинокритик Гульбара Толомушева рассказала нам о картине Бекзата Пирматова «Аврора», принимающей участие в нынешнем кинофестивале «Евразия».

Йонг-Ву Ким − знаменитый на весь мир отборщик самого престижного в Азии Международного кинофестиваля в южно-корейском городе Пусане первым оценил дебют Бекзата Пирматова – фильм «Аврора». Просмотрев еще не совсем завершенный фильм, Йонг-Ву Ким в восторге написал: «Ослепительная и уникальная черная комедия из Кыргызстана. …Пространство, полное уникальных людей, отражает современный Кыргызстан, который пытается укрепить национальную идентичность. Своеобразный фильм нынешнего года, который тонко переплетает китайскую экспансию, ситуацию с правами женщин, коррупцию, бедность и иные актуальные вызовы социума».

Буквально сразу же Пирматов получил официальное приглашение в основную конкурсную программу Пусанского фестиваля – «Новые веяния в кино» (New Currents).

Шестого октября 2018 года в крупнейшем кинозале Пусанского киноцентра на тысячу посадочных мест состоялась мировая премьера фильма «Аврора». После показа Бекзат Пирматов отвечал на вопросы зрителей. В этот же день режиссер дал интервью корейскому корреспонденту, в котором рассказал об особенностях своей картины – нелинейной структуры сюжетного развития «Авроры».

Название фильма несет несколько концептуальных составляющих:

1) События фильма начинаются вечером и завершаются ранним утром – на заре, когда по представлениям древних римлян − Аврора − богиня утренней зари, приносит дневной свет богам и людям. Не зря многим из нас на ум приходит поговорка «Утро вечера мудренее» в разгар неразрешимых жизненных противоречий.

2) Действие фильма разворачивается в здании санатория «Аврора», по архитектуре напоминающее корпус корабля. Санаторий должен был называться «Белый пароход». Замысел создания санатория на берегу озера Иссык-Куль возник у Леонида Ильича Брежнева после прочтения повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Санаторий «Аврора» был построен в 1979 году и остается одной из лучших здравниц Кыргызстана. Санаторий и сегодня может потрясти любого, кто впервые видит его с высоты птичьего полета: белое здание в виде корабля, а вокруг великолепная парковая зона с золотой, багряной и зеленой листвой деревьев, и бирюзовая гладь Иссык-Куля. Казалось бы – божественное место, в котором звучит божественная музыка величайших композиторов прошлого. Это Бах, Рахманинов, Малер, Сен-Санс, Брамс и Бах. Кстати, их произведения несут эмоциональный контекст состояния каждого основного персонажа или эмоциональной наполненности каждой сюжетной линии, которых в фильме несколько.

3) После распада СССР в «Аврору» в основном стали ездить бизнесмены или обеспеченные люди, чаще всего в уикенд, чтобы расслабиться, принять лечебные процедуры, или просто развлечься.

Пожалуй, впервые в кыргызском кино создан фильм, в котором представлены люди не в самом выгодном для себя свете: со своими пороками, слабостями, с неожиданными негативными проявлениями характера. Оно и понятно, всю трудовую неделю они усиленно и напряженно работали, а в выходные дни могут позволить себе расслабиться.

Сам режиссер говорит о своем фильме: «Трагичные и в тоже время смешные ситуации, в которые попадают герои, отражают главные проблемы страны, такие, как китайская экспансия (как известно, с гигантским Китаем маленький Кыргызстан имеет общую границу), ущемление прав женщин, нищета, коррупция, потерянная молодежь…»

Многие эксперты, политологи Кыргызстана неоднократно заявляли, что все современные проблемы страны (о которых и говорит Пирматов) проистекают вследствие отсутствия национальной идеи, у народа нет мечты, народ не знает, куда направить свои устремления, нет духовной составляющей национального развития государства.

В этой связи Пирматову важно показать, что в ситуации, когда народ живет без четко прописанной, озвученной национальной идеологии, в обществе пока еще остаются отдельные личности-маяки, которые стараются держать руку на пульсе. В «Авроре» есть два образа-камео, которые в жёсткой форме ставят на место зарвавшихся героев. Это знаменитый диктор кыргызского телевидения Бактыбек Мамытов, которого боготворят простые кыргызстанцы и знаменитый доктор-нарколог Женишбек Назаралиев, который имеет известность за пределами Кыргызстана. Кстати, Назаралиев еще в советское время использовал собственную методику «супер-стресс-шок» для лечения алко- и наркозависимых граждан.

Кроме того, большим авторитетом у кыргызского народа продолжает пользоваться выдающийся писатель Чингиз Айтматов, 90-летие которого было торжественно отмечено 12 декабря 2018 года. Как оказалось, для Бекзата Пирматова – повесть писателя «Белый пароход» является одной из важных и любимых. Я спросила режиссера: «Думаю, что совсем не случайно, что на Вашей аватарке и на фото обложки в социальной сети Фейсбук изображены Олень, Белый пароход и мальчик с биноклем, всматривающийся в озерную даль? Ведь санаторий «Аврора» это «Белый пароход», и у всех Ваших героев когда-то в детстве были высокие мечты, как и у мальчика из айтматовской повести, ведь они все – родом из СССР, как и Вы сами? Все герои Вашего фильма родились в годы застоя, их детство прошло в атмосфере разоблачений перестроечных 80-х, они смогли пережить тяжёлые 90-годы, при этом утратили свои возвышенные мечты о будущем из-за упадка нравственной ситуации в стране в целом, когда все мечты свелись только к желанию разбогатеть любой ценой».   

Бекзат Пирматов ответил: «Меня всегда трогала история, описанная в «Белом пароходе», и сегодня она стала еще более актуальной для Кыргызстана. Но замысел фильма «Аврора» возник не из-за этого. Это уже потом, когда я принял решение снимать в санатории «Аврора», и начал изучать разные документы, и узнал, что сначала он должен был называться «Белым пароходом», то добавил цену сна директора санатория».

Опишем эту важную для меня сцену из фильма «Аврора».

План озера Иссык-Куль. Кто-то вдали кричит: «Белый пароход, здравствуй!» Директор санатория нервно ходит по палубе небольшого корабля и кого-то ищет, он явно сходит с ума и все время повторяет: «Прости меня сынок, прости!» В какой-то момент мужчина приходит в себя в своем рабочем кабинете, еле отходит от ужаса, осознавая, что это был кошмарный для него сон, и с кем-то начинает говорить по телефону.

Риторический вопрос: «Директор санатория во сне просит прощения у мальчика из «Белого парохода» за то, что в его мире не осталось места для высокой мечты?» Или мечта трансформировалась в навязчивую идею запечатлеть нечто диковинное для того, что поразить определенную целевую аудиторию? Ведь две подружки директора санатория так и говорят, что им нужно что-то снять, но они пока не сформулировали что именно. Одно они знают точно: это должна быть сенсация! А для начала они решили запечатлеть рассвет, иными словами процесс восхода утренней зари. Эти девушки патологически ленивы и не любопытны, они все время находятся в горизонтальном положении, то есть лежат или спят. Им в голову не приходит мысль, о том, что чтобы появилась идея будущего учебного фильма, надо просто походить по коридорам санатория, зайти в кафе или бар и прислушаться к разговорам постояльцев. Можно узнать много интересного!

Девушки проводят свое время в скуке, а рядом творятся невообразимые происшествия, о которых директор санатория никогда им не расскажет!

Все тайные истории страшной ночи в санатории «Аврора» сокроет простая кыргызская женщина − горничная, которая окажется очень любопытной (в отличие от двух подружек с Бишкека!).  Горничная моментально примет решение уничтожить источник информации – новенький айфон, который «запечатлел» все страшные события одной ночи в санатории «Аврора». Как говорил мне Болот Шамшиев в одном из интервью, простые люди, в которых сочетается робость, покорность, мудрость и невежество, в принципе не хотят конфликтов, они всегда предпочитают «закрывать глаза» на неприглядные стороны жизни.

Напомню, что в «Белом пароходе» мир сказаний и прекрасных легенд, воспринимаемых впечатлительным ребенком, склонным к сказочному восприятию действительности, приходит в противоречие с жестокой реальностью мира взрослых людей, занятых собственными проблемами. Как писал Ч.Айтматов, «трагический финал «Белого парохода» оказался неизбежным, так как добро в лице мальчика в принципе несовместимо со злом в лице Орозкула».

В 1975 году режиссер Болот Шамшиев снял фильм по повести «Белый пароход».

Мне в интервью Шамшиев говорил, что сценарный замысел привлек его возможностью говорить на самую главную тему в искусстве – о человеке и окружающей его среде, о красоте и о том как просто убить эту самую красоту, как просто человеку превратиться в зверя, как просто нарушить равновесие и гармонию в мире.

В фильме «Аврора» нет детей, а потому нет красоты во взаимоотношениях между людьми. Даже образ юной девственницы нужен наркоманам – интеллектуалам для получения необычайного по качествам наркотика…

…Фильм был показан на крупнейшем в Азии кинофестивале в Пусане трижды, и каждый раз зал был полон, причем мы замечали, что некоторые люди приходили дважды и даже трижды, в их числе студенты французской школы киноискусства, которые старались понять сложный эпизодно-структурированный фильм.

Тем ценней для нас оказалась блестящая рецензия тайванского кинокритика Жуо-Нинг Су, который является доктором юриспруденции, и в то же время авторитетным зарубежным кинокритиком. Он ныне живет в Берлине, постоянно бывает на всех самых крупных, престижных кинофестивалях – Каннском, Берлинском – и пишет блестящие рецензии. Он способен с первого просмотра понять и оценить самый сложный в концептуальном плане фильм. Жуо-Нинг Су прекрасно ориентируется в постсоветском кино, хорошо знает творчество всех значительных режиссеров бывшего СССР, понимает контекст политической, социальной и общественной ситуации в странах СНГ.

Вот почему, он смог понять и оценить картину «Аврора», назвав ее «глубокой постмодернистской притчей», отметив при этом своеобразие фильма. Мировая кинокритика высшим приоритетом ставит оригинальность замысла, своеобразие видения режиссера, способного создать уникальное произведение, аналогов которого еще не было в истории кино как своей страны (то есть Кыргызстана), так и в мире.

Фрагмент рецензии Жуо-Нинг Су: «Пирматов демонстрирует замечательный талант в нелинейном, экспрессионистском рассказе. Независимо от того, насколько бессмысленна сцена, появляется постоянная соблазнительная тяга ко всему фильму, которая передает точность инстинктов и контроля. Этот человек не только знает, как сделать вещи по-настоящему странными, но и как заставить вас просто смутиться, чтобы поддаться своим прихотям. Его сильно поддерживают группа прекрасных операторов-постановщиков и оригинальная музыка Александра Юртаева. Если операторы представляют ясный, но тревожный взгляд на вечность, который погружает вас в центр сказочной действительности, то композитор использует самые успокаивающие и известные музыкальные темы мировых классиков, чтобы еще больше укрепить ощущение нереальности того, что происходит…».


Информация  о фильме:

«Аврора», 2018, 100 мин., Кыргызстан, Студия «Toptash» при поддержке Департамента кинематографии КР

Режиссер и автор сценария – Бекзат Пирматов

Продюсер − Исхак Пирматов

Операторы – Мирлан Саткымбаев, Эркин Кыштобаев, Рысбек Бокеев

Композитор − Александр Юртаев

Монтаж – Эркин Кыштобаев, Рысбек Бокеев

Звукорежиссёр − Бакыт Ниязалиев

В ролях: Альбина Имашева, Марат Амираев, Болот Тентимишев, Бактыбек Мамытов, Женишбек Назаралиев, Дина Джейкоб, Жылдызбек Касейнов, Кумар Жалилов

Фестивали «Авроры»:

1) Мировая премьера: 23МКФ в Пусане, Корея, конкурс «Новые веяния в кино» (2018)

2) Европейская премьера: 29МКФ в Тромсо, Норвегия (2019)

3) 20 МКФ «Черный фильм» в Швейцарии (2019)

4) 15 МКФ «Евразия», Казахстан, основной конкурс (2019)


Гульбара Толомушова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *