Ложные новости и подавление феминизма: о чем предупреждает фильм «Велошах»

В рамках I Qyzqaras Film Festival, прошедшего в августе в Алматы, зрителям был показан фильм Асель Аушакимовой «Велошах». Кинокритик Снежана Баймуханова рассказывает о достоинствах этой остросоциальной работы.

«Велошах» – удивительный фильм режиссерки Асель Аушакимовой, в котором потрясающе тонко показаны острые социальные вопросы и абсурд государственной пропаганды. Картина точно попадает в контекст сегодняшнего и вчерашнего Казахстана.

Асель Аушакимова получила экономическое образование, но вот уже несколько лет является режиссеркой и продюсеркой*. Её картины успешно участвуют в международных кинофестивалях Казахстана и Европы. Так, короткометражный фильм «Товарищ полицейский» (2020) получил: Специальный приз конкурса к/м фильмов МКФ в Котбусе; Приз за лучший фильм и лучшую операторскую работу национального конкурса МФ к/м фильмов «Байконур». А первый полнометражный «Welcome to the USA» (2019) был удостоен Приза Большого жюри как лучший международный художественный фильм на фестивале ЛГБТ-кино NewFest в Нью-Йорке.

Асель одна из немногих отечественных кинематографисток_ов, умеющих снимать отличное и качественное кино. Её мастерство заключается в умелом использовании различных техник съемки, умении работать с материалом, актерами, пространством.  «Велошах» – её вторая полнометражная кинолента, в которой она через киноязык создает визуальные образы современного Казахстана. В своих интервью она признается, что проводила ресерчи считая их неизменной частью материала для сценария.

По сюжету фильма журналистка по имени Дина работает на одном из телеканалов страны. Её не тревожит политика, добывание денег – она просто делает свою работу, не думая о последствиях своих заказных новостей. Состоя в свободных отношениях с оператором телеканала, Дина не испытывает к нему никаких чувств, кроме обычной симпатии. У нее нет каких-либо интересов или активной гражданской позиции. В противоположность ей, её младшая сестренка Жанна выходит с единомышленницами на маленькие мирные митинги, молчаливо призывая казахстанское общество к равноправию и прекращению насилия над женщиной.

Однажды, Дина снимает материал о презентации очередной книги казахстанского ученого. Писатель, стоя на сцене, самовлюбленно, разглагольствует о том, что жизнь зародилась именно в Казахстане. В небольшом зале его слушают немногочленные студенты и коллеги. Камера спокойно скользит по лицам слушателей, останавливаясь и наблюдая как скучающая молодежь либо спит, либо «залипает» в телефонах; старшее поколение людей делает вид, что спикер им интересен. Эта сцена с ученым, основанная на реальных событиях, смотрится не только как частный случай, но как отображение науки в целом, в которой часто придумывают факты «во благо государственной пропаганды». В этом эпизоде кинооператор Айдар Оспанов имитирует эффект телевизионной съемки, при котором возникает ощущение, что мы через объектив камеры наблюдаем за происходящим.

Интересные наблюдения присутствуют и в эпизоде в горах. Журналисты прибыли в горы, чтобы снимать очередной новостной репортаж, но слышат от чиновников привычное: «Мы сейчас ждём акима, который задерживается». В этой фразе заключена суть того, как работают многие казахстанские акиматы – руководство регулярно позволяет себе опаздывать на встречи с населением. Также хорошо продумана сцена, где журналисты сплетничают в ожидании акима, слышна фраза: «Хозяин у нас всех один». На мой взгляд здесь отражена специфика наших СМИ, которые зачастую занимаются слухами и сплетнями, не решая конкретных задач по улучшению жизни в собственной стране. Аким так и не приехал, всем говорят: «Спасибо, вы больше не нужны». Чиновники, рабочие, волонтеры и журналисты рассаживаются по машинам, а камера провожающим взглядом фиксирует мусор и саженцы, брошенные в горах государственными служащими.

Поражает искренностью эпизод, в котором Жанна готовиться к митингу. В это теплое субботнее утро она раскрашивает гигиенические прокладки красной краской. Солнечный свет освещает квартиру. Мы видим идеальные отношения двух любящих сестер. И вот уже старшая едет с коллегами снимать очередную профанацию, а младшая менять мир к лучшему.

Сцена митинга строится на контрасте с раздражающей вялостью очередных популяризирующих себя работодателей. Жанна с такими же как она сама хрупкими девушками тихо встают в парке с плакатами и наклеенными на одежду прокладками. На плакатах надписи, призывающие девушек перестать стыдиться своей природы: «Скажи Нет стигме менструации!», «Месячные – это не стыдно!». Рядом с ними собираются раздраженные женщины и мужчины. Они начинают ругать девочек, упрекать в том, что у некоторых из них короткие стрижки и пирсинг. Одна из женщин выкрикивает: «Кровь то, настоящая!» и толпа взрывается агрессией. Съемка меняется с общих планов на средние, часто укрупняя злые лица более старшего поколения женщин и агрессивные лица парней и мужчин. Монтаж становиться динамичным, ускоряющийся ритм усиливает нервозность от происходящего, напряжение возрастает. Приезжает полиция, очень грубо заталкивает в машину Жанну и одну из её подруг. Через некоторое время перед нами сцена следующего дня: озлобленный начальник полиции ругает подчиненного за убийство по неосторожности одной из арестованных. Дверь машины открывается: мы видим лежащую на полу Жанну, а рядом испуганную сидящую связанной её ровесницу.  Слышим, как трусливо и безжалостно отдается приказ убить вторую девочку, «так чтобы не было хлопот, а потом написать заявления задним числом на отпуск».

Дина, тревожась за сестренку звонит ей множество раз, но телефон Жанны отключен. В это время, оператор устав снимать бесполезный новостной материал, наводит фокус камеры на Дину. Возникает эффект реалити-шоу, в котором мы в реальном времени наблюдаем за Диной на дальнем плане у окна. Заметив с помощью камеры её необычную взволнованность, парень делает трансфокаторный наезд. Мы видим средний план девушки, потом дальний и снова заинтересованность её эмоциональным состоянием через более крупный. Затем камера фокусируется на её глазах, в которых тревога сменяется глубокой задумчивостью. Дина замечает, что стала объектом съемки и «натягивает» улыбку, демонстрируя оператору, что всё хорошо, но вскоре снова выглядит встревоженной. Здесь образ главной героини можно сравнить с гражданским обществом, привычно закрывающим глаза на происходящее и позволяющим себе оставаться в губительной стагнации.

Стилистика фильма весьма свободная. Монтаж не является в нем средством манипуляции зрителем. Оператор удивительно легко работает с материалом: камера то наблюдает за героями, то переходит на телевизионную съемку, то, иногда выделяя частное из общего, дотошно вглядывается в лица. Картина наполнена разнообразными персонажами среди которых выделяется своим спокойствием водитель телеканала. Это тихий мужчина среднего возраста, готовый поделиться сигаретой с алкоголиком, водою с Диной. Однажды он задает ей крайне точный вопрос: «Вы смотрите свои новости?» и слышит в ответ: «Нет, но мама мною гордится». Вот здесь героине стоило бы задуматься и критически оценить свою работу, спросив себя о том, как средства массовой информации влияют на умы населения. Осознать, что телевизионная журналистика, освещающая социальные проблемы и коррупцию, может привести к реформам и улучшению жизни в стране.

Режиссеркой Асель Аушакимовой проведена серьезная работа с актерами. Её внимание к деталям позволяет подмечать у персонажей не проговариваемые эмоции, обнаруживающие их реальное отношение к происходящему.  Удивительное умение с помощью иронии и юмора указать на бессмысленность некоторых законов, приводящим к трагическим последствиям выделяет её среди всех кинематографисток_ов.

Фильм «Велошах» был показан в рамках I кинофестиваля женского кино – Qyzqaras Film Festival так необходимого современному Казахстану. Такие фестивали становятся платформой для фильмов, затрагивающих вопросы гендерных стереотипов, дискриминации, насилия и других проблем, с которыми сталкиваются женщины. Важно отметить, что фильмы, поднимающие социальные проблемы, играют ключевую роль в формировании критического мышления. Понимание сложных общественных вопросов способствует преодолению разрушительных стереотипов.

*здесь и далее орфография автора

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.