ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.
Фильмы о спорте – зрелище специфическое, но если в центре внимания знаковая фигура, то шансы на зрительский успех логично возрастают.
Иногда время, выбранное для кинопремьеры удивляет. Казалось бы, когда еще показывать фильм о легендарном футболисте Пеле, как не в дни чемпионата? Ан нет, фильм «Пеле: рождение легенды» вышел на экраны несколько позже.
Возможно, создатели решили не конкурировать с реальным футболом, а возможно, предвидели общий тон минувшего соревнования и специально выдержали паузу, мол: а теперь посмотрите, как выглядит настоящий футболист – яркий и талантливый. Эффект вышел слегка половинчатый. С одной стороны, специфичность темы (ну, не все знают, кто такой Пеле и не все любят футбол), скромность рекламы (в кинозалах даже не крутили трейлера этого фильма) и непримечательность визуального ряда (ни звезд, ни спецэффектов) свели к минимуму количество зрителей, а следом и сеансов. С другой, фильм вышел вполне достойным, и просмотр может доставить удовольствие ценителям хорошего кино не меньше, чем фанатам лучшего футболиста планеты. Плюсы картины очевидны.
Во-первых, снимали его пусть и неизвестные в наших широтах, но все же весьма талантливые братья-режиссеры Джефф и Майкл Цимбалист. Что примечательно – документалисты. «Пеле» стал их первым игровым проектом, и возможно, поэтому выложились братья на все сто. Тема им была прекрасно знакома: шесть лет они непрерывно снимали документальный сериал для американского канала ESPN, в котором рассказывали о наиболее интригующих событиях из мира спорта, а в перерывах между этим делом выпустили документальный фильм о колумбийском футболисте Андресе Эскобаре и написали сценарий нынешней картины.
Документалистика, разумеется, дала о себе знать, но это пошло «Пеле» только на пользу. Невеликий бюджет трех бразильских студий заставил братьев работать практически с натурой. Трущобы родного городка, жара и грязь – все это реалии богом забытых уголков страны, каким был Трей-Корасойнс – малая родина футболиста. Снято предельно реалистично. Даже беглого взгляда хватит, чтобы понять – в массовке простые смертные. Фактура лиц, живость и искренность эмоций, вызванных переживаниями за сборную страны – фильм привлекателен своей правдивостью, красотой простоты и чуткостью съемки. Давно уже фон, задний план не так не играл на выразительность фильма. А ведь речь, по сути, о болельщиках, о двенадцатом игроке, который живет игрой, сливается с ней. Старый добрый принцип: «свита делает короля» не работает в фильме, так как это часто показывают в спортивных драмах, когда любимая девушка, тренер и лучший друг, по сути, решают все проблемы главного героя. Здесь свиты нет – есть подданные. Пеле – король футбола. И коронован он был толпой, а это дорого стоит. И этот момент в картине весьма выразителен.
Вообще же, сюжет у фильма простой и линейный. Мальчик из ниоткуда становится звездой мирового масштаба. Однако, это не та простота, что хуже воровства, а та, что проистекает из формулы: «красота – это когда нет ничего лишнего». Есть мальчик, и есть игра. Сначала они просто две формы жизни, но к финалу – они единое целое. И то, как достигается эта гармония и есть главная тема фильма – борьба. Борьба с собой, с обстоятельствами, с недругами, с соперниками. Путь будущей звезды был тернист, но талант, помноженный на упорство, привел его на вершину. Пресловутая документальность лишила фильма главного врага байопиков – пафоса. Герои здесь не занудствуют, не мудрствуют по поводу и без, не читают бесконечных мотивационных монологов. Все выглядит куда более душевно, апелляция в плоскостях «герой – герой» и «герой – зритель» идет зачастую к чувствам, и это ненавязчиво сближает картину и смотрящего ее. Так, подспудно, всплывают темы дома, семьи, патриотизма – категорий, которые кассовые фильмы о спорте давно растеряли. Юный Пеле хочет порадовать отца, который верит в него, хочет переубедить мать, считающую футбол баловством, хочет достучаться до сотоварищей, пробудить в них страсть и желание играть так, как играли всегда только бразильцы.
В этом второй ценный плюс картины – она действительно о футболисте и о футболе. Пеле лично приложил руку к сценарию (а после и к продюсированию) и от того, по его собственным словам, картина иллюстрирует прошлое, но не рафинирует его. Плюс, фильм, благодаря грамотно прописанным диалогам, насыщен фактами, о которых можно прочесть разве что в энциклопедиях. И то, вероятно, не обо всем. Например, рассказ о стиле «джинга», который сегодня является визитной карточкой бразильских футболистов, может оказаться новой информацией даже для болельщиков «селесао».
А теперь прибавим к сказанному качественную съемку и выразительную актерскую игру (большая часть аплодисментов, разумеется, юному Кевину де Паола) и получим крепкий фильм, сделанный с душой. Конечно, скудное финансирование отразилось на масштабных сценах, на качестве проработки деталей и антуражей, и на самом футболе, как ни жаль это признавать. Он робок, медлителен и за редким исключением не захватывающ, но к тому моменту, как придет время забивать коронным ударом, вы вероятно, уже будете во власти эмоций и ничего не заметите.
Фильм делает то, что должен – увлекает и дарит эмоции, как тот, настоящий футбол, в который играли раньше, а все остальное – показуха, наигрыш, отсутствие мотивации и яркости – это уже футбол нынешний. Его приходится с грустью смотреть на стадионе.