Кризис (в) кино

Собираясь в очередной раз в кино, помните: фильм это не только звездные мордашки, животрепещущая тема и досужие разговоры о завоеванных премиях.

Фильм – это в первую очередь, мастерски рассказанная история, за которой интересно наблюдать на большом экране. Поэтому, если вас вдруг потянуло на «Игру на понижение» Адама МакКея, которая сейчас скребет по сусекам наших кинозалов – читайте внимательно.

Разберем этот шедевр на составляющие, чтобы понять, что ничего заманчивого в нем нет, и не будет. Начнем по порядку. Да, со звездными мордашками у него полный порядок. Тут вам и номинанты на «Оскар» (Стив Карелл, Райан Гослинг) и его действующие обладатели (Кристиан Бэйл, Мелисса Лео, Мариса Томей и Брэд Питт). Но если обо всем этом заявляется уже в трейлере фильма – то вот вам повод насторожиться – возможно, никаких других козырей в рукавах создателей нет. И по факту – так оно и есть. Звезды что надо, но персонажи у них второразрядные, малопривлекательные и, вероятно, могли быть сыграны и актерами с подножья голливудского Олимпа. Верхушка же нужна для сбора кассы – читайте: «для сбора ваших кровно заработанных денег».

«Игра на понижение» ‒ «основанная на реальных событиях история нескольких провидцев, которые независимо друг от друга предсказали мировой экономический кризис 2008 года задолго до того, как о нем зашептались в кулуарах на Уолл-стрит. И предсказав, стали на нем зарабатывать». Творение МакКея не первопроходец подобных тем, и потому, его есть с чем сравнивать. Это не «Уолл-Стрит» Оливер Стоуна с почти готической мрачностью и коллективным безумием, и разумеется не свеженький «Волк с Уолл-Стрит» Мартина Скорсезе с эпическим размахом современного варварства и алчности. На что, спрашивается, смотреть в кинотеатре? Красивой съемки нет, завораживающих сцен, способных увлечь – тоже. Да и пресловутые звезды играют отнюдь не на пределе своих возможностей и не демонстрируют ровным счетом ничего нового.

Остается история, задача которой – затянуть вас настолько, чтобы вы не заметили как пролетают два часа и десять минут вашей жизни. Но прежде, чем разбираться с историей, обратите внимание на того, кто ее рассказывает – на режиссера. Адам МакКей был, есть и будет персональным режиссером комика Уилла Фаррелла, и сними он своего любимчика и на этот раз – фильм мог бы реально претендовать на звание комедии. А так, он комедией лишь признается, но по факту совершенно далек от юмора. Смешна лишь шумиха вокруг него. Американская Ассоциация кинокритиков отдала фильму приз в номинациях «Лучшая комедия», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший актер комедии» (Кристиану Бейлу). Нет, нет, и нет – побродите по интернету, посмотрите других кандидатов и вы поймете – есть более достойные. Однако, сделанного не воротишь, и призоносность картины продолжает заманивать доверчивых зрителей. Недавно, Гильдия американских продюсеров отдала творению МакКея свой главный приз, что с одной стороны не удивительно, ведь один из членов Гильдии – Брэд Питт – актер и продюсер этого фильма. Но удивительно с другой стороны ‒ ибо уже которую неделю «Игра на понижение» лишь замыкает десятку самых прибыльных фильмов сезона. Два вывода напрашиваются одновременно. Первый – фильм отчаянно проталкивают на главный «Оскар». Второй – создатели уверены в том, что их детище окупится в зарубежном прокате.

И вот здесь самое время поговорить об истории, о сюжете. А он невразумителен и скушен даже не смотря на приписку «основан на реальных событиях». И дело не в том, что события эти не актуальны – напротив. Дело в неслыханном количестве терминов, аббревиатур, графиков, рейтингов и названий, которыми напичкан фильм и которые ничего не объясняют простым смертным. Два часа и десять минут вы будете пытаться разобраться в том, что происходит, в том как работает американская система ипотечного кредитования, но если на прикроватном столике у вас не ютится груда книг по макроэкономике – вы ничего не поймете. И в этом вся соль. Фильм – плоть от плоти американской финансовой системы, которая всякий раз приоткрывает завесу своих тайн, демонстрируя лояльность к тем, от кого ничего не зависит и всякий раз делает это так, что тайны продолжают оставаться тайнами. Фильм – конъектура чистой воды, призванная в очередной раз с особым пафосом рассказать о героических парнях звездно-полосатой страны, которые сумели что-то изменить. Играющие этих героических парней актеры, задыхаются от непонятных реплик и необходимости быть органичными в том, чего они сами, вероятно, не состоянии постичь. Снимающий этих парней режиссер – вертится как уж на сковороде, высасывая из пальца трюки, способные пролить хоть какой-то свет на происходящее. Увы, трюки все только усложняют.

Однако кое-что ценное в «Игре на понижение» все-таки есть – она учит быть аккуратными с финансами в эпоху кризиса. А это означает не только правильно зарабатывать, но и что не менее важно – правильно тратить. Поэтому, подумайте дважды, прежде чем купить билет на это кино.

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.