Классика фольклора столкнулась с трендами современности, и случился «Кощей. Похититель невест», который создатели позиционировали как семейный. Рассказываем, получилось ли.
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
М. Ю. Лермонтов, «Демон»
В кадре сказочная нечисть. За кадром – опытные актеры. У штурвала опять Сельянов сотоварищи. В нашем прокате мульт про Кощея. С первых же кадров он смущает. А вот чем именно – ясно осознаешь к последним. Но, как ни странно, смотреть это особо не мешает.
И секрет этого «не мешает», кажется, прост: создатели выполнили свое обещание и сделали мультфильм для всей семьи. На простую историю любви, что легко описывается формулой «Красавица и Чудовище» слоями ложатся месседжи под каждую аудиторию: от ребятни +6 до их родителей +36,6. Теперь по порядку.
История о Кощее, что искал свою любовь, детям может «зайти» простотой вокабуляра, непритязательным юмором от т.н. «разрядного персонажа» Колобка и яркой рисовкой. Герои бегают, дерутся, шутят, падают – все по делу. Если не придираться к хромой как пират Сильвер логике поведения отдельных героев (колдуньи Мары, Бабы Яги и др.), то сюжет вполне удовлетворяет нехитрым запросам детской аудитории. Тем более что замешан этот самый сюжет на всем известных фольклорных героях.
Если вы постарше и позаумнее, если шарите в трехмерной анимации, ибо смотрели творения Disney, Pixar или на крайний случай DreamWorks, то качеством исполнения вас «Кощей» не зацепит. Он в этом явно проигрывает своим западным коллегам и местами смотрится как тест видеокарты от 3DMark на бабулиной «Винде». Ну, бывает. Москва не сразу рендериласть, а тут – тридевятое царство и мрачная субурбия. Зато можно приценить социальные роли, которые только что выучил при помощи любимых блогеров. Кощей – явно представитель новой маскулинности, Колобок – новой искренности, Варвара – само собой ‒ эмансипе, Царь Горох – ретроградный душнила и так далее. Типажи и впрямь резонируют с повесткой и в каком-то смысле плюсуют к актуальности.
Наконец, тем, кто на опыте, вероятно, может доставить удовольствие и то, как создатели словно Fruit Ninja шинкуют в повествование известных персонажей, и то, как в эту смесь подкидывают ингредиенты для интеллекта выше среднего. Распознать сцену с чаплинским танцем булочек, сопоставить с повествованием, звучащую в мульте арию Демона из оперы Рубинштейна по поэме Лермонтова, понаблюдать микс гопака и капоэйры – это ль не эстетское маленькое удовольствие. Любителям социальных комментариев тоже будет, чем поразвлечься: Царь с «биполяркой», зеркало с пропагандистскими новостями и далее по протоколу: «скандалы, интриги, расследования».
«Кощей. Похититель невест» ‒ тот редкий случай, когда палили по широкой аудитории и местами, действительно, попали. Можно было бы закрыть глаза на уже названные недочеты, но, увы, у них есть предводитель и он велик: мультфильму, созданному на оригинальном фольклорном материале, как воздуха не хватает оригинальности исполнения. И дело не только в рисовке, которую даже в условиях 3D-мульта можно и нужно делать отличной от всего, что было прежде. Дело во вторичности характеров и типажей. Оттого Колобок до боли напоминает снеговика Олафа, Царь Горох – всех предыдущих дурковатых царей российской анимации постсоветской эпохи и т.д. Здорово, что сам образ Кощея инвертирован, показан как более сложный и отнюдь не отрицательный, но почему он исполнен как вампир-метросексуал? Наверное, для узнаваемости и продаваемости. При симпатичной стрежневой истории этого героя ему бы чуточку аутентичности добрать, но не случилось. Кстати, знаете, по одной из версий слово «кощей» происходит от тюркского «косчи» ‒ пленник, раб. Это ж какую философию можно накрутить! Заложник своей возвышенной мечты… И заложник авторской тривиальности…
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
М. Ю. Лермонтов, «Демон»