Уроки казахского: Рашид Нугманов

Цикл исследовательских статей Кайши Рахимовой о «казахской новой волне» открывается разбором творчества режиссёра Рашида Нугманова.

До того, как мы захотели снимать, мы хотели увидеть. В этом уникальность «новой волны». Границ не существует. Люди сами их придумывают, а значит, их можно разрушить. В этом смысле «новая волна» была достаточно уникальна, этим она отличалась от остальных групп и школ. Жан-Люк Годар

Опираясь на опыт «французской новой волны» «казахская» активно искала свой собственный язык и стиль. У нее на этом пути были свои уроки. Эта статья посвящена авторскому разбору фильмов «Йя-хха!» (1986) и «Игла» (1989) одного из представителей «казахской новой волны» Рашида Нугманова. Её эпилогом будет фрагмент интервью с режиссёром, записанного кинокритиком Гульнарой Абикеевой и опубликованного в её новой книге «Казахская новая волна».

«Что?» и «Как?» ‒ основные вопросы, которые волнуют всех режиссёров. Поэтому их единство и опора на субъективную реальность играют важнейшую роль. «Что?» ‒ это содержание с отображением чувств, философии, мировоззрения конкретного автора, сформулированное в высказывание. «Как?» – это уникальность, которая заключается в методе (касается также драматургии).


«Йя-хха!», 1986 г.

РЕЖИССЁР И СЦЕНАРИСТ: Р. Нугманов

ОПЕРАТОРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ: С. Ландо, Т. Мамедов, А. Михайлов, О. Морозов

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК: Р. Нугманов

КОМПОЗИТОРЫ: В. Цой, К. Кинчев, Б. Гребенщиков, М. Науменко, Ю. Царёв

В РОЛЯХ: В. Цой, К. Кинчев, Б. Гребенщиков, М. Науменко, И. Мосин, Т. Егорова, В. Песков, В. Горин, А. Павлова, В. Лоога, Р. Сергеева, И. Глушен, Н. Третьяк, В. Железнов, О. Иванов, Френк, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян, И. Тихомиров и др.

ПРОИЗВОДСТВО: ВГИК, Киностудия им. Горького, Россия

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 35 мин.

 


«ЧТО?»

Фильм о неформальной молодёжи, которая стремится попасть на концерт Виктора Цоя. Однако на пространстве ещё тоталитарного СССР, молодёжь для старшего поколения только «фрики». В одной из сцен нам посредством диалога показывают «классическое» столкновение поколений:

— Актёр должен нести нам искусство в полном смысле слова!

— Но он не совсем актёр, он музыкант.

— Музыкант – это ещё более почётное и ответственное звание!

В финале зритель вместе с поклонниками всё-таки попадает на что-то вроде «квартирника» где-то за кочегаркой в подвале. Это значит, что наступление перемен неумалимо, как бы старшее поколение не пыталось навязать свои идеалы.

«КАК?»

Картина открывается титром: «Настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи невидимых явлений». Неоднозначная фраза, которая подразумевает гибридность фильма и его неординарное повествование.

«Йя-хха!» ‒ это музыкальный фильм, звук которого наложен на монтаже. Столкновение двух миров c точки зрения диалектики тезиса и антитезиса ярко показано уже в сцене в ЗАГСе, где молодёжь дурачится в обществе женщины с пышной причёской, зачитывающей подготовленный текст (как представительница «советского»). Далее мы мельком видим Виктора Цоя и постановочно преследуем Майка. Поворотный момент происходит на 22-й минуте, когда ребята узнают об отмене концерта. Затем мы становимся свидетелями «необязательных приключений», показанных через призму главного героя и музыкальных сцен. На 30-й минуте после кадров, снятых в кочегарке, камера наконец-то проходит дальше и мы с благодарностью наблюдаем мини-концерт «для своих».

Есть только два документальных кадра. Но, если вы их не найдёте, я вам подскажу. Всё остальное ‒ это постанова. Это фильм, прикидывающийся документальным». Сейчас мы уже знаем и чаще употребляем термин «мокьюментари». Это абсолютно постановочный фильм. Просто он совершенно в другой эстетике снят, это не актёры, которые притворяются, что они произносят тексты заученные и хорошо играют. Они остаются самими собой. Здесь нет притворства, просто люди живут в кадре, вот и всё. Я не ставил их в какие-то ситуации, где они должны только вправо-влево пойти, взметнуть руками или произнести какую-то тираду. Это жизнь врасплох. Рашид Нугманов, режиссёр.

Бессюжетный, тридцатиминутный фильм. Художественная зарисовка, которая определила направление следующей картины «Игла». Здесь нет полного соответствия законам драматургии. Но есть Документально запечатлённое время, его дух, есть атмосфера восьмидесятых и реальность советской молодежи.Фариза Танаева, режиссёр.

 «Игла», 1989 г.

РЕЖИССЁР: Рашид Нугманов

АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ: Александр Баранов, Бахытжан Килибаев

ОПЕРАТОР: Мурат Нугманов

ХУДОЖНИК: Мурат Мусин

КОМПОЗИТОРЫ: Виктор Цой, Арно Бабаджанян

ЗВУКООПЕРАТОР: Андрей Влазнев

В РОЛЯХ: Виктор Цой, Марина Смирнова, Александр Баширов, Пётр Мамонов, Архимед Искаков, Геннадий Люй, Рахимджан Абдыкадыров, Райхан Канатбаев, Ернар Абилев, Марат Азимбаев, Владимир Даниленко, Григорий Ефимов (Эпштейн), Александр Конкс, Игорь Старцев, Рустем Тажибаев, Айхан Чатаева.

ПРОИЗВОДСТВО: «Казахфильм»

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 81 мин.


«ЧТО?»

Главный герой Моро ‒ «последний из магикан» в том смысле, что проявляет себя в поступках, действуя согласно внутреннему голосу морали. Он подкупает харизмой и чувством собственного достоинства. В лице Моро мы видим героя нашего времени, кем он не может не быть, учитывая, что роль исполняет кумир многих из нас ‒ Виктор Цой. Это весьма занятно, потому как за последние 30 лет мы словно только и делаем, что пытаемся выбраться из режима «перестройки». Я имею ввиду протяжённый шлейф, который остается от серьёзных общественных трансформациях. В этом я вижу одну из причин того, почему фильм актуален.

Если говорить о столкновениях и последствиях, которые им сопутствуют, то здесь помимо дилемм, присутствует вопрос: «Хватит ли сил выиграть войну тьмы и света (через призму борьбы с зависимостью?)». И Рашид Нугманов в лице персонажа Моро предлагает ответ: «Даже если нет, надо бороться до последнего». Как бы в подтверждении этого в заключительной сцене после фразы «Разрешите прикурить» Нугманов спасает Моро стоп-кадром.

«По полноте высказывания, энергетической заряженности и обозначения прихода новой эпохи не было картин, сравнимых с «Иглой» режиссёра Рашида Нугманова. «Игла» стала просто знаменем «перестройки», и песня, исполняемая Виктором Цоем «Перемен! Мы ждём перемен!» ‒ её девизом», Гульнара Абикеева, кинокритик

«КАК?»

Монтаж подкупает своим аскетизмом: нет лишних кадров и при этом каждый кадр «говорящий», он многофункционален, как в шахматах. Также одним из главных инструментов является звук – радио, ТВ-шоу, обучающие программы, музыка, музыка из шумов, закадровый голос, искажённый голос.

Пример 1

Дина снова на игле – как это показано?

Тень абажура, её стеклянный взгляд, резинка на руке, Моро уходит.

Пример 2

Моро живет у Дины. На кухне при помощи кадра соприкосновения их кистей рук, нам ясно, что прежде они были близки. И через 15 мин. фильма герои это подтверждают в диалоге, который вместе с тем является поворотной точкой, когда Моро решает её спасти:

Увези меня отсюда на море. Помнишь, как нам было хорошо?

‒ Понял.

Cклейка. Моро и Дина на Аральском море, пытаются бороться с её наркозависимостью.

Пример 3

Радио, в качестве перехода: «Ну что ж настало время отправиться в кафе, где всюду опаздывающий молодой человек назначил свидание своему другу».

Склейка. Моро в кафе – встреча с должником.

Пример 4

Сцена на 30 минуте: Моро застаёт Дину за приёмом наркотика. Пока она ведёт монолог, оправдывая своё решение и образ жизни, звук её голоса время от времени искажается, т.е. сцена решена тенью от ширмы, искаженным голосом, монологом. Музыка в фильме звучит как сопровождение и как элемент перехода.

Пример 5

На 60-й минуте, когда Моро припирает Спартака к стенке, животное состояние невменяемого должника показано при помощи музыки шумов на основе звуков, издаваемых разными животными, которых мы не видим, а только предполагаем, т.к. место действия зоопарк.

Также запомнились следующие режиссёрские ходы:

  1. Дина в маске перед Моро, как прямая метафора.
  2. Дробление фильма и управление течением времени внутри истории при помощи циферблата, титров, телевизора.
  3. Уникальная актёрская игра Александра Баширова и Петра Мамонова.
  4. Естественность и аскетизм в выборе реплик.

Пример 1

Моро потерял Дину, ищет. Ночью она виновато приносит ему суп.

‒   Дура.

Дина его обнимает.

‒ Мало того, что дура, ещё и готовить не умеешь».

Пример 2

Артур (П. Мамонов) демонстрирует отсутствие наркотиков в чемодане.

‒ Кто?

‒Этот.

Р. Нугманов метафорично противопоставил два реальных пространства: пространство городских улиц, домов, и пространство умирающего Аральского моря как остановившейся во времени реальности – почти сюрреалистического мира ‒ пространство трансцендентного, на фоне которого отчетливо проступает порочность объективного времени с распавшейся страной. Причем с имеющимся условным сюжетом с двоякой трактовкой пространство Приаралья можно расценивать как уход антигероини в свое пространство трансцендентального во время ее наркотической ломки.Жанна Сидорова, архитектор

В заключении

В первой студенческой картине, снятой на границе гибридных фильмов, герои стремятся попасть на концерт своих кумиров и в финале попадают на «квартирник». Во второй картине, во-первых, совсем иной киноязык; во-вторых, герой, пытаясь спасти девушку от наркозависимости, сам становится жертвой. Тем не менее любовь режиссёра к культовым музыкантам не единственное, что объединяет обе картины. Субъективная реальность Р. Нугманова наполнена атмосферой нигилизма и свободы, он намеренно ставит точку там, где создается ощущение, что молодёжь добьётся своего, а Моро никогда не погибнет.

Из интервью Гульнары Абикеевой с Рашидом Нугмановым от 29 декабря 2020 (сборник «Казахская новая волна»):

Г. А.: А как вы подошли к «Игле»?

Р. Н.: Когда я приехал на каникулы в Алматы, чтобы в сентябре вернуться в Москву и готовиться к  вгиковскому диплому, мне позвонили с «Казахфильма» и сказали: «Приезжай, тут есть для тебя одно дело». Я говорю: «Хорошо». Я приехал, а Мурат Ауэзов мне говорит: «Вот, Рашид, ситуация такая. У нас в объединении «Алем» в запуске картина «Игла» находится, редактура не приняла кинопробы у  Аманжола Айтуарова. И авторы сценария что-то возражают против его видения. Мы ищем замену. Тебя рекомендовали. Но, снимать надо в оставшееся время. То есть уже первого октября должны съёмки начаться. Деньги тоже частично потрачены. Надо очень быстро провести сейчас новый подготовительный период, рекастинг сделать. Возьмёшься за это?». Я говорю: «Давайте я почитаю сценарий. Возьму, завтра вернусь к вам, обсудим». Времени мало, обстановка бешеная, кастинга нет. Я пошёл домой, но, вместо того чтобы читать сценарий, сразу позвонил Виктору. Я говорю: «Виктор, вот…». Мы где-то рассчитывали в году девяностом, наверное, получить постановку на картину «Король Брода», где как раз есть персонаж Моро, которого он должен был сыграть. А вот сейчас подвернулось. Я ещё тогда третий курс только закончил.

Г. А.: То есть вы шли домой и уже думали о том, чтобы снять Цоя?

Р. Н.: «Что делать? ‒ говорю, ‒ Сценарий ещё не читал. Это плановая картина». Виктор говорит: «А что читать? Не читай. Давай соглашайся, и всё сделаем».


 

Кайша Рахимова

Режиссёр, сценарист, магистр искусствоведческих наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.