Традиции и герои в казахском игровом кино и в киноведении

ИННА СМАИЛОВА.

К успешным итогам этого года в национальной кинематографии следует отнести книгу «Казахское игровое кино: экранно-фольклорные традиции и образ героя», выпущенную по программе «издание социально-важных видов литературы» Министерства культуры РК.

Примечательно, что авторов двое. Известный отечественный киновед, кандидат искусствоведения, профессор, автор нескольких книг по кино Казахстана Ногербек Бауыржан Рамазанулы и новое лицо в кинокритике, преемник в профессии – киновед, доктор философии (PhD) Баубек Ногербек.

Книгу можно поделить на две части. Имя Бауыржана Рамазанулы незнакомо разве что ленивому зрителю. Автор книг, участник всех кинособытий, в образовательном процессе популяризатор профессии, а в человеческом плане – открытый, добросердечный, сопереживающий, он идет в ногу со своими молодыми учениками-студентами, готовя (КазНАИ, КазНУИ) уже не одну смену. В первой части он как автор исследует процессы развития и становления казахского национального кино советского и постсоветского периодов развития. В аннотации говорится, что «наш кинематограф осмысливается как единый целостный кинопроцесс, сочетающий в себе межкультурные связи, экранные и фольклорные традиции и как феномен современной экранной культуры». С некоторыми материалами знатоки кино могли отчасти ознакомиться в предыдущих работах мастера пера. Примечательно, что Бауыржан Рамазанулы объединил ключевые, по его мнению, этапы казахского кино с точки зрения идейно-смысловых элементов игрового кино. В частности в главах, посвященных советскому периоду, крайне интересен анализ трансформации двух важных жанров: историко-революционных и историко-биографических фильмов в экранно-фольклорных традициях. Нестандартный подход и в исследовании нового казахского кино в главе «Антитоталитарный фильм казахской новой волны».

Но самое приятное чтиво, от которого захватывает дух благодаря точности языка и глубине образности речи вкупе с сравнениями киноизображения – это анализы фильмов Шакена Айманова, Мажита Бегалина, Абдоллы Карсакбаева, Султана Ходжикова. Где их вершиной с точки зрения киноведения – это рецензии на картины: «Тревожное утро», «Его время придет». Думаю, в скором времени настанет необходимость выделить лучшие аналитические работы, касающиеся разборов фильмов. И эти рецензии, которые читатель найдет в этой книге, претендуют на лидирующие позиции. Не пропустите – сколько перечитываю, получаю новые восторги. Это отдельные маленькие произведения искусства с точки зрения киноведения.

Следующая глава, а, по сути, новая часть книги посвящена трансформации образа героя в казахском игровом кино (Баубек Ногербек). Это совершенно новый материал молодого автора, который был опубликован по его диссертационной работе. Я была одним из рецензентов на защите докторанта (другим Гульнара Абикеева) и радовалась, что поднимается серьезная когорта киноведов-труженников, уверенно продолжающих дело своих мастеров.

Данная работа импонирует тем, что в ней представлен серьёзный анализ типологии и трансформации образов героя в казахском игровом кино, начиная с 30-х годов прошлого столетия, заканчивая новым временем. Особого внимания заслуживает образное эмоциональное описание героев и с этой точки зрения любопытен анализ знаковых казахских кинопроизведений. Особенно импонирует, что Баубек сопоставляет процесс трансформации в героике казахского кино с аналогичным изменением героев в мировой кинематографии. Где-то по тексту боялась резкого перехода от одного автора к другому. Но стилистически все оказалось выверено, тем более, что в последней части больше рассматриваются современные картины. А формирование современного героя на экране особенно важно сегодня в авторском и коммерческом игровом кино. Думаю, молодым начинающим кинематографистам это будет интересно.

На обложке два лица почти с одинаковой улыбкой и позами. Словно фотографически-зрительно книга дает посыл на связь и преемственность поколения в семейной и профессиональной традиции двух киноведов. Рада, что можем читать и обсуждать эту книгу, которая скоро появится в республиканских библиотеках, больно, что серьезной аналитической литературы о кино у нас выходит ежегодно единицы. Еще раз поздравляю авторов, и ждем от них новых рецензий и работ!

Автор фото: Александра Поршнева

Инна Смаилова

Киновед, кинокритик, историк кино. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.