«Ритмы утраченного времени»: поэзия в формате научпоп

Невероятно красивый лирико-философский диалог прошлого и настоящего, созданный Анисой Сабири, совсем скоро будет показан в программе QaraFest. Евгений Лумпов вслушался в древние ритмы и расслышал талантливый научпоп.

Художественная ценность научно-популярного фильма сегодня, в эпоху, когда просвещением стремятся заняться все, кому не лень, хрупко зиждется на олдскульном понятии уникального авторского видения. Как рассказать, например, о старинных музыкальных традициях своего народа без стенаний по утраченному и назиданий в адрес гредущего? У таджикского режиссёра Анисы Сабири и её команды это получилось. «Ритмы утраченного времени» при всей очевидности «заточки» под западные фестивали и с соотечественниками легко находит общий язык благодаря по-музыкальному верно подобранным тональностям.

И это первое, что бросается в глаза при погружении в историю забвения древней ритуальной музыки маддо – фильм безупречно держит выбранную ноту – он звучит без лишнего драматизма, без упеков и агрессии. Даже когда респонденты говорят о Советском союзе, где в угоду строительству нового многое старое было безжалостно отринуто, они говорят спокойно, почти смиренно. На то есть причины – какой смысл пенять на прошлый строй если и нынешний жестко регламентирует, что можно петь и танцевать, а что нельзя.

Подобные тихие речи, красиво ложатся на дивные горные пейзажи, палитры неба и многоцветие ритуальных кружений. «Вы, может быть, такой страны и не знаете», ‒ обращается режиссёр посредством закадрового голоса – совершенно очевидно, что к иностранцам. Для них здесь вся этнографическая экзотика, для них природные красоты и национальный колорит. Но стоит ли такой подход упрёка? Мне думается, что нет, ибо Таджикистан, как и многие страны бывшего СССР все еще живет ожиданием признания извне. Только комплимент гостя с запада позволяет распрямить плечи, воодушевиться и признать: «А я-то огого!».

кард из фильма

Если в подобной терапии есть смысл, стало быть, и взывать к ней через фильм совершенно оправдано. Тем более, что городское население страны сегодня все более и более напоминает своим незнанием корней тех самых иностранцев. Вот почему элементы научно-популярного кино здесь кажутся куда ценнее, чем элементы классического дока: рассказывать о своих важнее всего – своим. И потому несостоявшаяся полноценно драматургическая линия музыканта из Европы, прибывшего, чтобы услышать «музыку природы, музыку Бога» не такое уж большое упущение. Гость предстает чудесным проводником в те моменты, когда голос режиссёра смолкает.

И это прекрасный дуэт! Он – об искусстве, о ценности; она – о вечности и памяти. Он – о насущном. Она – о вневременном. Чтобы кто-то играл и пел – кто-то должен сидеть и слушать. Так и возникает ощущение, что фильм исполнен на два голоса, но един в своей мысли и форме.

Он красив, он поэтичен, он пронзителен и актуален. Он – живое доказательство того, что шепот иногда сильнее крика, и это вселяет надежду на то, что его услышат, поймут и примут. В конце концов, всё ведь проходяще, а музыка вечна.

_____________________

Купить билеты на показ фильма можно на сайте Ticketon.

6 июля — 15-15.

8 июля — 14-00.


 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.