Евгений Лумпов.
Как это обычно бывает с хорошими фильмами, «Ван Гог. С любовью, Винсент» идет в ограниченном прокате. Очень ограниченном. Однако и за эту робкую попытку, приобщить зрителя к чему-нибудь непопкорновому, спасибо кинотеатрам-смельчакам. Попробую убедить вас сходить и посмотреть.
Сразу оговорюсь, в нем нет никакого экшена с бесчисленным количеством разбитых предметов и лиц, нет, пришитой ради доп.аудитории, бурной любовной линии, и даже топовых мордашек из Голливуда. Однако, фильму есть чем гордиться.
Во-первых, это его визуальный ряд. Только представьте, 85 художников вручную создали каждый из 62 450 кадров масляными красками на холсте. Причем работали они ровно в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. Так что, на большом экране полотна художника на самом деле оживают, сплетаются с дорисованными эпизодами и образуют неповторимый мир, в котором существуют герои. И это действительно впечатляет.
Во-вторых, гармоничная эклектичность картины, позволяет ей легко сочетать в себе элементы игрового, научно-популярного и анимационного фильма. И это, пожалуй, единственная область для придирок со стороны тех, кому подобные вещи не интересны: мол, «возможности анимации куда шире продемонстрированных», «слишком много фактов», «мало места для актерской игры», «а черно-белые флэшбэки вообще выбиваются из общей стилистики». На деле эти «тезисы» притянуты за уши. Фильм отлично работает с анимационной формой, которая качественно передает настроение эпизодов и эмоции персонажей. Пресловутые флэшбэки, хоть и не являются новым словом в изображении прошлого, выглядят весьма убедительно за счет чуть большего обнажения актерских фактур и налета отретушированной хроники. Но важно даже не это, а сам эксперимент по межвидовому скрещиванию кинематографических начал. Получилось информативно, доступно и оригинально. Со времен «Вальса с Баширом» не припомню столь же удачных начинаний. При этом,..
…в-третьих, форма совершенно не мешает раскрытию стержневой идеи (для меня лично она заключается в неравнодушии) и подспудных тем. Достигается это путем уравновешивания формы содержанием. Фабула проста, сюжет линеен и рафинирован от неожиданных поворотов. Стиль легкого детектива, в котором от диалога к диалогу разгадка становится все ближе, опять-таки сближает фильм с научно-популярным форматом. В то же время, благодаря грамотно прописанным характерам, герои выглядят многогранными, неоднозначными и оттого человечными, лишенными картонной экспертности а-ля Discovery. Все линии доводятся до логического конца, персонажи фильма раскрываются и развиваются, позволяя нам увидеть не только реальные личности, но и самого гениального художника их глазами. И вот здесь уже…
…в-четвертых. Главный герой, и за это режиссерам-сценаристам (Дорота Кобела, Хью Уэлшман) низкий поклон, подан с большой любовью и глубоким уважением. Кто имел несчастье смотреть «шедевр» «Высоцкий. Спасибо, что живой», легко поймет, что значит резать правду ради хайпа. Ван Гог в картине не выставлен самодуром или психически больным. При всей неординарности личности, он показан живым человеком: со страстями, слабостями, увлечениями, стремлениями и невероятным талантом. И это в относительно малом объеме его личного экранного времени. Ван Гог – полноценный герой истории, охватившей, не впадая в детальный пересказ биографии, всю его жизнь – от рождения до смерти. И если большинство, посвященных ему байопиков, вызывают у искусствоведов зубной скрежет своими претензиями на истину в последней инстанции, то «Ван Гог. С любовью, Винсент» лишь пытается сложить в единую картинку разрозненные фрагменты воспоминаний и чувств.
Ну и в-пятых, довод совсем уж эстетский: буйство красок и страстей сопровождается удивительно проникновенной, а главное уместной (читай ‒ «не вездесущей») музыкой Клинта Мэнселла. Если фильмы «Высотка», «Грязь», «Луна 2112», «Фонтан» или хотя бы «Реквием по мечте» входят в число ваших любимых, то вам приятно будет не только посмотреть картину, но и послушать.
Приятного просмотра всем, кого убедил!
Фото с официальной страницы фильма на IMDB