Сегодня завершаются съемки нового фильма Наримана Туребаева «Грязь». Ниже комментарии режиссера и небольшой фоторепортаж со съемок одного из эпизодов.
‒ Нариман, что побудило вас обратиться к теме насилия?
‒ Изначально была идея поменять кардинально тематику и стиль моего кино – я хотел уйти от камерности, замкнутости и интимности и сделать нечто жесткое и будоражащее. Мой друг французский продюсер Гийом Де Сей посоветовал написать сценарий триллера нуар с простой историей, считая, что у меня это легко получится. На помощь мне пришел другой мой друг, Талгат Шагамбаев, и мы с ним буквально за неделю сочинили сценарий. Жестокая история о мстителе получилась настолько злободневной и острой, что я понял, что фильм надо снимать сейчас, немедля. Много чего хочется сказать и написать о тех вопиющих несправедливостях, происходящих вокруг, но ведь можно и нужно вместо слов снять кино – и это будет намного эффективней. И я обратился к парням из партизанского кино, так как тема фильма оказалась созвучна этому движению. И их идея снимать без денег и не ради денег – близка мне потому, что я никогда не гнался за деньгами или славой, и смысла в этом не вижу. Лишь бы была возможность снимать кино. Так началась активная работа над нашим фильмом.
‒ Какие стилистические или тематические особенности спроецировались на его проект в связи с его реализацией в рамках партизанского движения?
‒ Отсутствие денег заставляет искать оптимальные решения для максимального отображения смысла фильма. Поэтому во время съемок мы находимся в постоянном поиске, решая стилистические и технические задачи по ходу работы. Все приходится придумывать мгновенно, и практически каждый член группы отчасти является режиссером. Окончательная стилистика сформируется после монтажа, но уже имеется достаточно четкое представление, каким будет готовый фильм.
‒ Насколько реальной вам видится подобная история в рамках нашего общества?
‒ Чем дальше, тем история видится все более и более реальной. Благодаря мобильным технологиям и социальным сетям информация о том, что происходит в обществе, расходится моментально, и мы видим, что масса несправедливости и безнаказанности день ото дня становится предельно критической. Я далек от политики и социальных проблем, я просто снимаю кино, но именно этот фильм появился совершенно неслучайно. Каждый, видя все это, думает: «Их надо наказать любыми способами», так как никто не видит другого выхода. Наш фильм – совсем не призыв, а констатация настроения общества, как мне кажется.
‒ Почему ваш выбор актёра на главную роль пал именно на Аскара Мендыбаева?
‒ В моем фильме «Приключение» Аскар сыграл короткую роль алкоголика – сыграл так ярко и неожиданно, что надолго запомнился мне. Мы с ним давно планировали совместный фильм, и, наконец, все сложилось. В Аскаре есть и мягкость, и нервность, и жесткость – что и нужно для исполнения этого неоднозначного героя.
ФОТО АВТОРА