МАНИФЕСТ «ЧЕТВЕРТОГО КИНЕМАТОГРАФА»

Проблема.     

Перемены в искусстве рождаются не из любви к написанию текстов, они возникают из критической необходимости.

Сегодня такая необходимость возникла в мировом и отечественном кинематографе. Проблема лежит не в производственной плоскости — как в Казахстане, так и во всем мире выпускается достаточно картин, и не в плоскости этической — современные направления в работе намного шире социального аспекта кинопроизведения. Рассматривается одна из острых проблем внутреннего характера — вопросы киноязыка и творца, а также роль и возможности работы кинокритиков.

Начало

Аргентинские критики в 70-х годах прошлого столетия создали манифест «Третьего Кинематографа» (исп. Tercer Cine) — «направление в кинематографе, осуждающее политику неоколониализма, капиталистическую систему и голливудскую модель кинопроизводства, основной целью которой является зарабатывание денег и не дающую зрителю ничего, кроме праздного развлечения». По их мнению, развитие мирового кино с точки зрения критики охватывало:

  • Первый кинематограф — «это кино, которое можно отнести к голливудской модели кинопроизводства. В нём нет авторского рассмотрения какой-либо проблемы, как впрочем, если присмотреться, и самой проблемы как таковой, поскольку оно создано исключительно для развлечения массового зрителя». Этот этап связан с продукцией крупных студий и влияния голливудского жанрового кино.

Второй кинематограф — «это европейское авторское кино, отвергающее голливудские условности и фокусирующееся на индивидуальном самовыражении режиссёра». Второй кинематограф, возникший после второй мировой войны, связан с понятием авторского кино.

Третий кинематограф — «это кино «борьбы», способное превратить пассивного массового зрителя в активного участника политической жизни. Так же как и в европейском авторском кино здесь присутствует автор. Однако не просто автор, а творец, отказавшийся от индивидуального самовыражения, ставший частью общей идеи и направивший весь свой талант на то, чтобы донести до людей правду об окружающей действительности».

Сам «Третий кинематограф», согласно их манифесту — это развитие национального кино, призванного раскрывать социальные проблемы, не для фестивалей и проката, а для перемен в обществе.

Решающее сегодня — «Momento»

К сожалению, спустя больше четырех десятилетий идеи «Третьего кинематографа», заморозившиеся только на обществе и национальной идее уже не имеют того эффекта борьбы. Кинокритика перестала быль в авангарде кинопроцессов, а только слабо отражает какие-то явления постфактум, почти все кино занимается дублированием и тиражированием прошлого.

Опираясь на все прошлые достижения критической мысли, современное время выдвигает новые требования к несколько застоявшемуся на идее 70-х годов кинематографу и к его переменам, которые должны начаться. Это касается не только фильмов постсоветского пространства, мало перешагнувших за границу советской формы, но и мирового кино в целом, где запад топчется на социальном, а восток на национальном, не рождая персональное кино.

Засилье реалистического, псевдодокументального кино повсеместно: Голивуд и авторское кино Европы демонстрируют торжество форм реальности, где на разный лад пересказывают одни и те же сюжеты, с той лишь разницей, что играют разные актеры, и в разных локациях. При этом резонирует с авторскими фильмами официальный кинопрокат, который упорно формирует обратную — зрелищную виртуально-графическую реальность достатка и сытости, далекую от земной галактики за окном, от настоящих людей-землян.

Сегодня следует говорить о необходимости «Четвертого кинематографа» — в противовес «кино борьбы» он должен заниматься поиском новых принципов выражения на экране философской мысли второго тысячелетия, стирая границу авторского и коммерческого кино. В противовес Образу времени сегодня следует говорить о кино как о моделировании Образа мира в движении и во времени, которое складывается с помощью средств киноязыка.

Манифест «Четвертого Кинематографа»

Кинематограф сегодня охватывает не только все виды искусства и служит отражением социальных процессов, но и синтезирует все культурные пласты времени, эволюцию человеческого сознания. Этот процесс с широкими техническими, информационными возможностями современного кинематографа должен стремиться предложить не просто новую оригинальную форму кинодействительности, а в первую очередь – мировоззренческую модель:

Примат мысли — Ренессанс Человека в Новом многоструктурном времени без границ.

  • Новое киноискусство ратует за автора и его персональный киноязык. Только моделирование реальности, только авторская интерпретация окружающего мира может возродить кино, сформировать новые идеи.
  • В философском плане — Поиск и моделирование в кино Образа Нового Человека и Мира.
  • Объединение авторского и коммерческого кинематографа. Кинематограф служит людям, а не отдельным группам, чем должен противостоять элитарности фестивального кино или праздной зрелищности коммерческого.
  • Лабораторное кино, путем поиска и эксперимента. Современные кинематографисты являются носителями мысли, строителями-транскрипторами идейной и изобразительной реальности.

Время Критики – «Спасительный рассвет»

Должно появиться новое движение кинокритиков, которое активно и тесно работает с кинопроцессом, медиа-пространством – от этого зависит объективность кино.

  • Кинокритика должна быть на шаг впереди всех кинопроцессов и не должна быть описательной. В кинематографе критика находится в плачевном состоянии — анализы фильмов определяются сугубо сюжетными критериями.
  • Кинокритика должна быть узнаваемой, модной, молодежной, идти в ногу с кино и временем, а не отсиживаться в эпохе своих киномастеров.
  • Говорить на современном языке в независимости от национальной его принадлежности. Активное исследование всех процессов и явлений в кино с обсуждениями. Писать, говорить, спорить, предлагать.
  • Критика должна объединить всю критическую передовую мировую мысль о кино, всех тех, кто болеет кинематографом и видит в нем высокое искусство.
  • Формировать открытые профессиональные кинопространства и площадки, объединенные друг с другом, а также с авторами и читателями, кинематографистами и зрителями.
  • Анализировать кинематограф в профессиональном охвате всей истории развития кино, мировой культуры, науки и видов искусства.
  • Тесное соприкосновение анализа с производством фильмов. Важность освещения и значения работы студий, продюсерской деятельности, а также всех специалистов на площадке.
  • Исследование и критика фестивального движения. Фестивали сегодня перестали играть роль первооткрывателей, находятся за гранью прошлого.

 

Авторы:

Инна Смаилова – кинокритик.

Адильхан Ержанов – кинорежиссер.

Александра Поршнева – кинокритик.

Инициаторы:

Евгений Лумпов — режиссер документального кино.

Головин Антон – режиссер документального кино.

Айдос Сейтжан — режиссер игрового кино.

Жанель Ризабекова – киновед.

Группа киноведов 1 курса КазНУИ — Анель Оспанова, Диана Исенова, Надира Бекбасова.

Инна Смаилова

Киновед, кинокритик, историк кино. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.