КВИНТЕТ ТУРЕЦКОГО ФИЛЬМА

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

Недавно в Астане завершились дни турецкого кино.

Информации о показах было не много, однако, публика все же ежедневно заполняла зал «Кинопарка». Впрочем, и у опоздавших есть шанс наверстать упущенное: некоторые картины, при должном упорстве можно отыскать и посмотреть. Искать стоит вот эти фильмы:

«Холод Каландара»

Это тонкая и пронзительная драма в лучших традициях нового турецкого кинематографа. Картина снискала уже не один приз на крупных международных фестивалях, однако главная ее ценность все-таки не в этом, а том, что, не смотря на все новые тренды современного кино, она слепо исповедует принцип «все гениальное просто» и рассказывает о простом человеке, коих миллионы и миллионы. Герой фильма уже не молодой мужчина по имени Мехмет, живущий со своей семьей в горном поселке возле Черного моря. Он зарабатывает разведением животных, и одновременно увлеченно ищет в горах месторождения минералов, но его семья считает эти поиски напрасными. Обессиленный бесплодными попытками, Мехмет принимает участие в бое быков в Артвине, но снова возвращается ни с чем. «Холод Каландара» − это простая история, рисующая зрителю чуть наивный портрет трогательной жизни, нужды и отношений между природой, животными и людьми. Особое упоминания заслуживает работа оператора – окружающий мир его стараниями кажется невероятно выразительным полноценным героем фильма.

«Шепни, если забуду»

Пожалуй, фильм более всего придется по вкусу поклонникам турецких сериалов, коих на нашем ТВ предостаточно, ибо все необходимое у него для этого есть: любовь, музыка, тайны прошлого. Картина повествует о двух любящих друг друга молодых людях, которые бросают всё в погоне за музыкальным олимпом. Айпери и Тарык едут в Стамбул за своей мечтой, а дальше − годы славы Айпери, ее разлука с селом, возвращение домой через много лет и расплата с прошлым. Стандартный набор, но при этом фильм лишен излишней сериальной слащавости, имеет в своем арсенале добротную игру актеров и местами действительно не плохую музыку. Рекомендуется отпетым романтикам, чья жизнь – страстная погоня за мечтой под неумолкающие восточные ритмы.

«Три дороги»

Пожалуй, самая драматичная вещь в подборке показов, ибо в ней история разворачивается на фоне реальных исторических событий. Бенджамин − молодой поэт из Турции. Он работает в Боснии в качестве добровольца, помогает доставать трупы из массовых захоронений. Он прибыл в Боснию, чтобы уйти от своего прошлого, в котором есть неразрешимый конфликт с родным братом. В картине с одинаковым вниманием и проницательностью раскрываются три судьбы, тесно переплетенные друг с другом. Не спешите делать предположения о любовном треугольнике. «Три дороги» − история далеко не самая романтичная, но красоты, метафоричности и узнаваемого психологизма в ней достаточно, чтобы заинтересоваться и посмотреть. Обратите внимание на то, как тонко прописаны характеры, как они раскрываются посредством игры актеров и крепкой драматургии, мастерски чередующей ситуации и тем самым раскрывающей нам героев всесторонне.

«Кораблекрушение 1890»

Историческое кинополотно в чистом виде – фильм, рассказывающий историю двух ключевых событий турецко-японских отношений, которые углубили дружбу между двумя народами. Что примечательно – и создавалась картина усилиями двух стран, что нашло свое явное отражение в форме и содержании. Японская кинематография (режиссер, оператор, композитор) дала фильму дыхание почти притчевой истории с изысками

философии, вниманием к деталям и красоте отношений. Турецкая кинематография (художник-постановщик, продюсеры) привнесла эпические размахи и при этом невероятно скрупулезную проработку антуражей, костюмов, декораций. Никакого картона – только живое и дышащее правдой изображение. На таком фоне, даже кажущиеся узнаваемыми перипетии и повороты смотрятся живо и увлекательно. Ценителям исторических картин эта, определенно, придется по душе.

«Босс хочет счастливый финал»

Ну, и напоследок комедия. Не обремененное особым интеллектом или юмором высокого порядка кино о кино – это легкое одноразовое зрелище для разрядки. В центре внимания здесь парень по имени Синан, который отправляется в Кападокию писать сценарий по заданию своего босса. Реальная жизнь и ее обитатели становятся частью его истории, у которой никак не выходит happy end. Но босс требует хорошего финала и Синар, разумеется, должен что-то придумать. Сказать, чтобы было уж очень весело нельзя, фильм то и дело впадает в мелодраматичность, но при этом он не набит до отказа глупыми гэгами и шутками «ниже пояса». И на том спасибо!

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.