Их странный Доктор

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

Всякому, кто хотя бы изредка забредает в кинотеатр, очевидно, что супергеройские кинокомиксы выходят в последнее время с завидной регулярностью и всякий раз раскалывают аудиторию на тех, кто за и тех, кто против.

Доводы на уровне «понравился – не понравился» иногда разбавляются попытками разобраться досконально и вот тут-то процесс начинает буксовать. Мол, кто его знает, как нужно? А между тем поспел новый повод – «Доктор Стрэндж».

Каким бы самобытным не считался жанр комикса, критерии у него есть. Даже если сузить круг до экранизаций MARVEL. Если коротко, то это: сюжет, персонажи, экшен, визуальный ряд и сцены после титров. Вооружившись ими, и стоит оперировать «Доктора».

Проект, в свое время получивший статус голливудского долгостроя свершился вовремя, ибо развитие технологий – это именно то, чего ему стоило ждать. Фанатам, пожалуй, тоже, потому как визуально фильм смотрится очень круто, даже без 3D-очков. Конечно, цветовая гамма множества сюрреалистических сцен и эпизодов строго следует тренду, заявленному «Отрядом самоубийц», хотя могла бы быть самобытной и работающей на идейно-тематическую составляющую (как, например, в «Фонтане» Даррена Аронофски), но что сделано, то сделано – пусть будет фиолетовый. Зато неподдельное уважение вызывает работа художника постановщика: фактуры, текстуры и декорации выполнены блестяще, с большой скрупулезностью в проработке деталей. Спецеффекты тоже радуют – захватывающе. Жаль только, что большинство все-таки овеяно флером вторичности: складывающиеся дома отсылают к «Началу» Нолана; плащ – не то к ковру-самолету из «Аладдина», не то к костюму из «Моего любимого марсианина»; иные локации – к «Матрице». Однако создатели с самого начала заявляли, что опирались на лучшие образчики, так что теперь особо не подкопаешься.

Насыщенность изображения всяческими калейдоскопными трюками, кажется острой необходимостью на фоне простого (это классический канон) сюжета. Парень жил счастливо, но пришла беда, сломала его, а нужные люди починили и сделали героем, чтобы он помог им одолеть зло. Доктор Стрэндж появился на экране впервые, а значит фильм в значительной степени это рассказ о его становлении. Вот тут-то и притаились оплошности. Грех сравнивать с бумажной версией, но в ней история трагедии подана ярче и убедительнее. Фильм же ограничивается банальной ошибкой, лишая героя прошлого, а значит – двойного дна. Однако куда большим грехом кажется тот факт, что сама инициация, т.е. превращение из гадкого утенка в лебедя в фильме непростительно скомкана. Вы видите, как доктор нещадно тупит, пытаясь овладеть тайными знаниями и почти сразу – доктора в совершенстве ими владеющего. Вспомните тернистый путь Нео или Железного человека, и вы поймете, что подобная лаконичность лишает героя изрядной доли мотивации (с которой и без того временами проблемы), а вас необходимости ему сопереживать. Прибавьте к этому посредственную проработку всех второстепенных героев, бездарный слив главного злодея, появившегося после неплохого поворота, и вы получите ту простоту, что реально хуже воровства. Уж раз начали красть из других фильмов, могли бы и для этой части что-нибудь утянуть. Радует одно – удался сам персонаж. Да, это заслуга Бенедикта Камбербэтча с надменностью, самовлюбленностью его же экранного Шерлока, однако, прописан персонаж не дурно, к тому же снабжен приличным арсеналом шуток, что иногда прямо-таки спасает сцены, рискующие впасть в занудство.

Этой же цели служат и экшен-сцены. Они хороши, тщательно проработаны, правда, почти всегда оторваны он визуальных фишек. Вы видите, как герои ломают время и пространство, но не видите, чтобы это приносило им реальную пользу. Они попросту не пользуются возможостями, а это несколько обесценивает старания команды, создававшей эффекты. Ну, серьезно, зачем ломать и гнуть дома, если они не помогают тебе  прикончить врага или на худой конец скрыться от него? Финальная битва, к счастью, достаточно эпична, чтобы заставить вас не обратить на это внимания.

И, наконец, вишенка на торте ‒ сцены после титров. Да-да, их будет две, так что сидите, пока не пройдут бесконечные столбцы букв. Первая сцена – слишком очевидна и рассчитана лишь на то, чтобы подтвердить догадку о продолжении похождений бравого доктора Стрэнджа. А вторая – совершенно бессмысленная и призвана разжевать деталь из финальной части фильма. Вывод – не посмотрите – ничего не потеряете.

В целом, фильм получился крепким середнячком. Он не так убог, как «Отряд самоубийц», да и цель свою – ввести во вселенную героев магию выполняет куда лучше творения DC. Его определенно можно досмотреть до конца, если не входить в зал с завышенными ожиданиями и не анализировать каждый кард в режиме реального времени. Ловко замаскированные эффектами и юмором заимствования, нестыковки и логические бреши, при желании, могут быть прощены. Если ваша цель просто развлечься, то вы обратились к правильному доктору.

 

 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.