Аружан Омирбаева.
9 марта в Алматы в рамках Недели гендерного равенства и проекта #FemAgora прошел фестиваль женского кино Центральной Азии.
На фестивале были представлены работы как уже состоявшихся женщин-режиссеров, так и только начинающих свой путь студенток разных киношкол. Надо отметить, что показ вышел разноплановый: программа включала в себя короткометражные и полнометражные фильмы, как игровые, так и документальные. Зрители смогли познакомиться с современным женским кинематографом Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана. Что примечательно, не без личного присутствия представительниц из каждого упомянутого региона. На встречах поднимались вопросы о том, чем дышит женское кино и есть ли оно в Центральной Азии? Спикеры в лице режиссеров, продюсеров, киноведов и операторов дали вполне исчерпывающие ответы, но об этом чуть позже.
Сейчас хотелось бы поговорить о содержании и посыле предоставленных работ. Ведь именно благодаря подобной концентрации фильмов появляется возможность составить для себя «образ» и понятие женского кинематографа. Большая часть работ иллюстрирует простые истории о не самых лучших сторонах нашей реальности. Ярким примером могут послужить короткометражные фильмы «Зефир» и «Жымжырт» Наргизы Маматкуловой (Кыргызстан) или полнометражный фильм «Нагима» Жанны Исабаевой (Казахстан). Документальные фильмы так же не отличались оптимистичным взглядом на мир. Это наглядно продемонстрировал, например, фильм Умиды Ахметовой «Бремя девственности», попавший в Узбекистане под запрет. И, собственно, вот он ответ на вопрос, что из себя представляет женское кино – нежелание закрывать глаза на существующие проблемы, тяга к справедливости и желание перестать, наконец, быть игнорируемыми. Оно глубокое, «заточенное» на разные категории зрителей и заставляющее задуматься о глобальном. Как было отмечено на обсуждении, это кино сочетает в себе женскую солидарность, антисексизм, экологизм и в какой-некоторой степени анти-патриархат. Так, большую экологическую тему затронула Катерина Суворова в своем документальном фильме «Завтра Море». Ранее проблема Арала уже поднималась в картине Жанны Исабаевой «В поисках матери».
На дискуссии после просмотров пионеры своего дела более конкретно ответили на вопросы о женском кино и сошлись на том, что не совсем согласны с четким разделением искусства на «женское» и «мужское». Хотя, как явление, женское кино безусловно заслуживает того, чтобы быть замеченным.
Гульнара Абикеева, кинокритик: «Женское кино есть. Хоть и не в таком развитом виде, в каком хотелось бы, но оно существует и будет существовать. У нас нет точной статистики, но уже то, что на этом фестивале присутствуют прекрасные представительницы кинематографа – живое тому доказательство. Особенно хорошая тенденция наблюдается в коротком метре».
Умида Ахметова, режиссер-документалист: «Я против разделения искусства, но как оператор могу сказать, что взгляд – он все же отличается…».
Жанна Исабаева, режиссер: «Женское кино есть во всем мире, но у нас в Казахстане его старательно игнорируют. Оно как феномен. Тем не менее мы есть, и мы будем. У нас свой неповторимый, уникальный взгляд на существующую реальность».
Нельзя отрицать тот факт, что почти все женщины-режиссеры имели проблемы с финансированием, но несмотря на это работы не потеряли в качестве. Как отметили в заключении спикеры, «важно, чтобы кино было талантливым».
Фото автора