29 сентября на киноэкраны выходит картина Айдына Сахамана «Дос-Мукасан». Впечатлениями о фильме делится Александра Поршнева.
Даже если вы ни разу не слышали ни одного из хитов этой группы (о странности чего слишком долго рассуждать), то посмотрите этот фильм не как фанат музыки, но как почитатель хорошо сделанного жанрового кино.
Как я рада, как я рада, что драматургией занимаются все-таки профессиональные сценаристы! Любо дорого видеть среди отечественных фильмов может и не шедевр, блещущий оригинальными жанровыми находками, но хороший такой, добротный сценарий. Однако, опуская сюжетные подробности с классическими драматургическими перипетиями, крепким остовом канона байопика, замечается, с каким режиссёрским драйвом была сделана картина. Приятны мюзикловые вставки ‒ по-хорошему немного индийские ‒ и по-сценически достоверные мезансцены. И (хвала коптерному богу!) как прекрасно используется открывающий и закрывающий пролёты над Алматы. Не видовые, а будто говорящие зрителю ‒ вот ещё одна легенда этого прекрасного города, и вот её история. Редкое явление в отечественном «историческом» кино.
Убедителен каст картины. Молодёжь так уверенно разговаривает на том языке и в той советской манере, что это не режет слух. Но и тут каноны есть каноны: в четверке всегда есть свой Джордж Харрисон aka «ну этот, четвертый из Биттлз». Вот и с участником «Сан» по-актёрски вышло также.
Антагонист предсказуемо подл, но не поверхностен. Герои ‒ положительны, но не до дурноты. И самое интересное, что всё в фильме на своих местах, кроме (в это реально сложно поверить) той части фильма, где показана современность. Как-то весь этот успешный успех и признание плакатно выглядят в сравнении с живыми и красивыми образами прошлого. И понятно, что фактически это правда: и жизнь «каканаесть», и любовь народная, и по законам жанра все хорошо и логично. Но визуально эта часть несколько выпадает из аккуратного кинематографического реверанса соцреализму (те же приёмчики). Да, со своими доносчиками, подхалимами, лебезящими трусами, но разве что-то изменилось? А впрочем, может это мои идеалистические придирки. Ведь на самом деле так здорово видеть настоящих и живых Дос и Му, а это уже практически документалистика.
Главным остаётся другое: можно тысячи раз писать о том, что это крепкое жанровое кино, а можно просто пойти посмотреть, и выйти из кинозала, напевая:
Смотрела на одном дыхании. И герои, и музыка, и истории — все западает в душу. Финальные сцены заставили меня плакать, потому что я впервые за столько лет узнала Алматы, по-настоящему полюбила этот чудесный город, в котором столько надежды, любви и стремления.