Баубек Ногербек: «Всякому первопроходцу нужны последователи»

Киновед Баубек Ногербек в экспресс-интервью рассказывает о книге, посвященной отцу, о деле жизни Бауыржана Ногербека и его принципах работы.

29 апреля 2021 года в Национальной академической библиотеке Республики Казахстан состоялась презентация книги «Кинотанушы Бауыржан Нөгербек». Один из её авторов-составителей Баубек Ногербек поделился историей появления на свет уникального издания.

Путь от замысла до итога

Эта книга задумывалась еще отцом. Он планировал к своему 70-летию выпустить сборник публикаций, которые выходили в СМИ в разные годы. К сожалению, он не успел этого сделать, ушел из жизни и для нас – членов семьи – это стало своего рода завещанием – закончить начатое отцом. Мы несколько пересмотрели первоначальный формат, и решили, что будет правильно добавить в книгу воспоминания об отце и те исследования, которые были ему посвящены. Так и сложилась эта книга. В первой части вы найдете статьи Бауржана Ногербека, во второй – его интервью, в третьей – материалы, в которых изучается его творчество, и, наконец, в четвертой – воспоминания. Причем воспоминания здесь не только друзей и коллег, но и родных – мы решили, что будет верно представить отца не просто профессионалом, но личностью, живым человеком.

Насколько первая часть книги перекликается с материалами, опубликованными в предыдущих книгах Бауыржана Рамазанулы?

Прежде всего, нужно отметить, что статьи, вошедшие в новую книгу, впервые опубликованы на казахском языке. Кроме того, если в прежних монографиях отца материалы были собраны строго по выбранной теме, например, экранно-фольклорным традициям, то в новой книге содержатся статьи, посвященные не только игровому кино, но и анимационному (отец начинал свои киноведческие исследования именно в области анимации), и документальному. Некоторые работы взяты из коллективных монографий. Например, для многотомного издания «Истории искусств Казахстана» отцом были написаны объемные статьи, посвященные кино – их тоже можно найти в новой книге.  Мы постарались охватить максимально возможный объем работ и выстроили их строго в хронологическом порядке, чтобы у читателей была возможность проследить развитие научных интересов Бауыржана Ногербека.

Кто те люди, что исследовали творчество вашего отца?

В книге можно встретить, например, рецензию на монографию об экранно-фольклорных традициях, написанную известным российским киноведом Валерием Фоминым. Также приведены исследования учеников Бауыржана Ногербека – Назиры Мукушевой, Камилы Габдрашитовой. Статья Камилы посвящена педагогической деятельности отца и раскрывает те методы преподавания, которые практиковались им в годы работы в КазНУИ. Среди других исследователей – Гулим Копбаева, Ержан Жумабеков, Балнур Сауырбаева. Каждая работа по-своему интересна. Ержан, к примеру, рассматривает то, как исследовалось Бауыржаном Ногербеком творчество Абдуллы Карсакбаева, а Балнур – пишет о национальном кино в его работах. Режиссёр-аниматор Адай Абельдинов, будучи докторантом, написал статью о том, как исследовалась отцом казахская мультипликация. Кинокритик Инна Смаилова также посвятила нашей совместной с отцом книге статью под названием «Традиции и герои в казахском игровом кино и киноведении». Она опубликована на вашем сайте. Также ей принадлежит статья-воспоминание ‒ небольшая по объему, но очень содержательная, раскрывающая отца с разных сторон. Кроме того в книгу частично вошли материалы конференции, посвященной отцу и прошедшей в 2018 году в Алматы, в КазНАИ им. Т. Жургенова.

Можно ли считать книгу полным завершенным высказыванием о Бауыржане Ногербеке или это лишь этап в исследовании его жизни и творчества?

Нельзя сказать, что это на 100% полное высказывание. Какие-то грани отражены, но мне кажется, что еще есть направления, которые можно исследовать. Например, можно рассмотреть взгляды отца на ту или иную тему, на творчество разных режиссёров, проанализировать его интерпретации. Можно глубже копнуть тему экранно-фольклорных связей. Что же касается воспоминаний – мы, конечно, пытались сделать охват максимально широким, но как бы не затягивали с изданием так и не дождались некоторых авторов.

Намерены ли вы сами продолжить работу по изучению наследия Бауыржана Ногербека? Возможно, уже есть какие-то наработки, не вошедшие в книгу? 

Да, в ближайшие годы, может к 75-летию или к 80-летию отца, думаю, мы сможем издать книгу с дополнениями.

Где сейчас её можно найти?

Тираж не велик – всего 300 экземпляров. Сейчас книга доступна в Национальной академической библиотеке в Нур-Султане. Но буквально на днях издательство предложило нам выпустить дополнительный тираж и реализовывать книгу через свои каналы. Надеемся, это ускорит её встречу с читателями.

Сформулируйте, пожалуйста, базовые принципы, которых всегда придерживался в работе ваш отец?

У него было 10 неизменных принципов, которые мы нашли в одной из рукописей – все они изложены в книге. Если кратко, то это знание фактов, истории, умение организовать себя и других. Кроме того, для отца всегда был важен принцип исторической справедливости. Он считал неприемлемым писать в угоду чему-то или кому-то, искажая ради этого факты. За это его иногда, мягко говоря, недолюбливали.

Взять, например, историю с «Кочевником»: когда фильм вышел на экраны его массово хвалили, и отец был первым, кто написал критическую статью и высказал мнение о том, что это, по сути, просто фильм для тинейджеров, в котором нет ничего общего с историческим фильмом. Авторы фильма отреагировали холодно на такую рецензию. Однако когда вышел «Жаужүрек мың бала», на его фоне стали заметны многие изъяны «Кочевника». Его даже покритиковал Елбасы, после чего началась обратная компания, когда все принялись «Кочевника» ругать. Отец же говорил правду даже тогда, когда это было немодно.

Похожая история была с фильмом «Лютый»: редакторы не хотели публиковать рецензию отца, однако, в конце концов, опубликовали, сделав приписку о том, что «их мнение может не совпадать с мнением автора». Ключевой принцип отца – быть честным с самим собой. Если фильм не понравился – лучше о нём вообще не писать, чем писать против правды.

На эту тему есть история из советских времен. На «Казахфильм» приехали кинематографисты из Москвы – обсуждали возможности работы казахских мультипликаторов по их сценариям. В ходе жаркого спора кто-то обратил внимание на то, что отец молчал.

‒ Молчание – знак согласия? ‒ спросили его тогда.

‒ Нет, ‒ ответил отец, ‒ у нас, на Востоке молчание – знак несогласия.

После чего взял слово и подробно высказался о том, что только-только встающая на ноги казахская анимация не должна опираться на сценарии из центра, она должна учиться всё делать самостоятельно. Позицию отстояли – предложение московских коллег было отклонено. С тех пор всем было понятно: если отец не писал о каких-то фильмах, часто это говорило о его принципиальном несогласии с ними.

Как коллега-киновед за что вы больше всего благодарны Бауыржану Ногербеку?

Мой приход в профессию никак не был спровоцирован действиями отца. Напротив, он скорее видел во мне специалиста в области английского языка или юриспруденции. И, тем не менее, к 11 классу я осознал свой интерес к кино и к тому, что делал в киноведении отец. Я чувствовал, что как всякому пионеру-первопроходцу ему нужны последователи, чтобы дело продолжало жить. Он тогда принял мой выбор и не стал отговаривать. За это я ему очень благодарен ему.


Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *