БАСТАУ 2015: когда же начнется кино?

Мариям Шманова.

С 21 по 25 октября в Алматы прошел Международный фестиваль студенческого и дебютного кино «Бастау».

За пять дней были показаны современные казахстанские и зарубежные молодежные фильмы из Кыргызстана, Таджикистана, России, Башкортостана, Узбекистана, Белоруссии, Израиля, Германии, Молдовы, стран Балтики, Франции, Италии, Армении, Грузии, Боснии и Герцеговиныи др. В состав жюри вошли народный артист РФ, сценарист Виктор Мережко, казахстанский режиссер Ерлан Нурмухамбетов, продюсер из Германии Анна Вильгельми, режиссер из Люксембурга Макс Джейкоби и российская актриса Анастасия Макеева. По словам генерального директора «Бастау», известного отечественного кинематографиста Сергея Азимова: «На фестиваль поступило 250 работ. Из них отобрано 59 картин».

Снимок22

К сожалению, из-за большого количества участников, я так и не смогла найти точку соприкосновения всех картин, представленных на фестивале. Не было единой тематики или идеи, каждая работа сама по себе. Возможно, это немного внесло разрозненность, участвовало много стран, но почти не чувствовался контраст культур и традиций.

 Победители

Гран-при кинофестиваля достался документальной кыргызской картине Аманбека Ажимата «Физрук, золото и река». Фильм рассказывает о жизни учителя физкультуры, который каждый день после работы подрабатывает, копая золото. Режиссер лично знаком с учителем, который уже 12 лет занимается своим ремеслом. Это не первая награда молодого кинематографиста на международных кинофестивалях.

Лучшим игровым фильмом признана работа «Ты что-то прячешь в кулаке». Яны Скопиной из России. Кроме того, лента получила награду в номинации «Гран-при от студенческого жюри».

Приз в номинации «Лучшая мужская роль» получил Адиль Молдабеков, сыгравший главную роль в фильме «Супермент» режиссера Саята Ахметшарипа.

В аналогичной женской номинации награду выиграла Жанна Раз Борер за роль в фильме «Ничто не растет в тени» (Израиль).

Приз за лучший документальный фильм – «Земляк, режиссер Анастасия Зверькова (Россия);

Приз за лучший анимационный фильм ‒ «Долесу», Алена Ребезова (Россия);

Приз за лучший сценарий – «Доктор», Анна Гороян (Россия);

Приз за лучшую операторскую работу – «Кукла», Диана Авхадиева, оператор Артем Садовников (Россия);

Специальный приз жюри получили два фильма: «Махаббат», Ратмир Назаров (Казахстан) и «Настя», Кирилл Плетнев (Россия).

Кроме того, был проведен конкурс на получение гранта в размере одного миллиона тенге для съемок короткометражного кино. Обладателями стали Маржан Жамбекова за проект «Один день» и Лейла Тогас за проект «На слуху». Председателем отборочного жюри был общественный деятель Мурат Ауэзов.

Мой фаворит или «Бедные Насти»

Из всех картин, просмотренных мной, хотелось бы особенно выделить работу Кирилла Плетнева «Настя» (Россия). Фильм оставил самые сильные впечатления. Хотя работу Карилла можно считать внеконкурсной, потому что над проектом работала профессиональная команда. Это чувствовалось вплоть от визуального ряда до сценария. Сюжет этого фильма продолжает реальные события о девушке, работавшей на почте и укравшей 7,5 миллионов, но вскоре пойманной. Настя ‒ провинциальная женщина-коп, в несуразной полицейской форме, с преждевременными морщинами и печатью вечной усталости на лице. Другая Настя ‒ молодая, обольстительная, зажигательная грабительница. Всё меняется, когда в руки одной Насти случайно попадает та «другая Настя». Так ли далеки вселенные этих женщин? Такие ли они разные? Неслучайно обеих наших главных героинь режиссер решил назвать Настями.

Снимок25

Весь фильм мы сидим в напряжении наблюдая за психологической борьбой этих двух женщин в ходе которой выяснится, что не такие уж они и разные. Обеих зовут ‒ Настя, небольшая разница в возрасте, у обеих есть дочери, им даже на работе дарили одинаковые подарки на праздники в виде корзинки с конфетами. Просто у одной из них стремление к свободе было сильнее, но, к сожалению не совсем правильными путями. Мы узнаем героинь еще лучше, после того, как они просидели всю ночь вместе в участке. Мы как будто сами оказываемся там с ними, испытывая переживание, радость и слезы. Они помогли понять друг другу, что дочери ‒ это их все. Одна не выпускала дочь из-под жесткого контроля и привело это к тому, что дочь просто готова сбежать от нее. Вторая же наоборот и вовсе не думала о своей дочке, пока обстоятельства не раскрыли в героине любящую материнскую сторону. Однако главным в человеке всегда была и остается человечность. Именно поэтому милиционер Настя к концу фильма сжалилась над «бедной Настей». Но все же думаю, что позиция режиссера была такова, что совершить преступление и остаться безнаказанным неправильно и поэтому последней все-таки не удалось избежать тюрьмы. Но одно мы знаем точно, после этой ночи их жизни не будут прежними. В последних кадрах мы видим рассвет, который вселяет какое-то умиротворение и трогательное молчаливое прощание наших героинь. Ни одна из них не сказала ни слова в конце, но все понятно и так… они никогда не забудут друг друга.

Снимо27к

Не проходите мимо них.

 Еще хотелось бы отметить ряд работ достойных внимания. «Последний патрон» режиссера Егора Бякова ‒ трогательная история об одиночестве и предательстве со стороны близких. Нет ничего хуже, когда близкие люди, которых ты любишь и ждешь каждого их приезда пронзают ножом твою спину. Отличная операторская работа в начале фильма сразу передала легкое летнее настроение. Камера движется в такт с девочкой, бегающей по двору, и мы будто сами ловим солнечные лучи и бегаем среди деревьев, задевая листья ладонями. Мы наблюдаем как немного суетливый, но радостный дедушка готовится к приезду любимых внучек. Однако конец картины весьма печальный ‒ дедушка убивает себя. До слез понравилась эта работа.

«Перемещение» Яира Фридмана заставляет немного переосмыслить свое существование, задуматься о том, как неустойчивы порой наши позиции в жизни. Сначала вы управляете жизнью, а потом оказываетесь в клетке, куда еще недавно сами загоняли и кормили кроликов. Чью же роль мы исполняем в жизни? Ответ на это неизвестен. Ирония такова, каждый из нас в какой-то момент может стать кроликом. Мириться с этим или бежать решайте сами. И возможно, этот фильм немного поможет определиться кролик ты или нет.

Вот, в работе Анны Гороян «Доктор» главный герой, находясь в эпицентре войны, между двумя сторонами. Он продолжает лечить солдат обеих сторон и до последнего не хочет бросать все и уезжать в безопасное место. Вот к чему надо стремиться ‒ чтобы желание помочь друг другу превышало желание убивать . Кроме того, картина учит преданности своему делу, ведь благодаря ему герой остался жив.

Снимо28к

Дипломная работа «Ты что-то прячешь в кулаке» Яны Скопиной погружает в новый совершенно отстраненный от всех этих тяжелых проблем мир. Как бы я назвала этот фильм? – настроение. Мы прекрасно чувствуем теплую атмосферу между тремя друзьями. Мы будто с ними веселимся, гуляем по пляжу, готовим кушать, танцуем, воруем в магазинчике или сидим до утра на балконе. Сначала отношения между героями не совсем ясны, но к середине фильма мы понимаем, что это трио связывает настоящая любовь, платоническая или же космическая. Эти ребята необычные наверно это и притягивает. В общем, эта работа прекрасный способ расслабиться и телепортироваться в немного странный, но безумно интересный мир.

Снимок26

«Супермент» Саята Ахметшарипа порадовала своей позитивностью. Хорошая добрая комедия, о наших представителях закона. Единственная комедия на фестивале. Хорошая актерская игра, увлекательный сюжет. Столкновение городской культуры с сельской. Попадая в аул, главный герой начинает трансформироваться. И, если в начале картины мы видим его воображающим себя главой отделения, берущим взятки, то к концу он настолько проникся этой атмосферой и людьми, что отказался брать деньги за помощь. И судьба щедро вознаграждает его за это. Этот случай изменил его внутренний мир в хорошую сторону.

 Сни2мок

Vosmerka

Сайт о кино.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.