А ВЫ ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИТЕ?

АЯН НАЙЗАБЕКОВ

Правда ли, что Кристофер Нолан лучший режиссер современности? Эта статья, будет пронизана цитатами из фильма «Престиж», будьте готовы.

Начну издалека. Если вы читали мои предыдущие статьи, то наверняка знаете, что я очень часто упоминал там, в сравнительной форме, последнюю работу Нолана под названием «Интерстеллар». Так вот, сейчас я, наверное, скажу, самое не популярное мнение в мире, и звучать оно будет, примерно, так: мне фильм «Интерстеллар», НЕ понравился. Да, мне часто не нравятся фильмы, которые обожает весь мир. Чего далеко ходить, мне даже «Крестный отец», не шибко нравится, но о нем, в другой раз. А теперь, когда снобы, прочитав предыдущее предложение, со словами: «Фи, дилетант, как можно не любить «Крестного отца»», закрыли статью, я хочу поговорить, с адекватной аудиторией.

‒ Вам нравится, когда вас вводят в заблуждение, и вы не хотите узнать секрет.

Для тех, кто «в танке», и не знает кто же такой, Кристофер Нолан, небольшой экскурс. Нолан ‒ режиссер, который на сегодня, является, для аудитории, наверное, самым авторитетным режиссером в мире. Не считая Кэмерона. Тот снимает фильм раз в пятилетку, а Нолан радует нас новыми творениями каждые 2 года. Этот постановщик начал с великолепной короткометражки «Жук-скакун». Кто не смотрел ‒ бегом смотреть. Пропустили очень многое. Затем был, великолепный, дебют в большом кино, под названием «Преследование» ‒ он как будто знал, что будет снимать «Бэтмена»! (Те, кто смотрел, поймут). А затем, произошел, наверное, самый главный момент в его карьере. На сцену вышел, Джонатан Нолан, его брат, и коллега, а по совместительству, его сценарист, и прочее (У них там тоже, семейные узы: жена продюссирует, брат пишет, и все счастливы, но мы не об этом). Джонатан, написал один из лучших сценариев, этого века. (Если вы сомневаетесь, что писал именно он, то в сети есть книга, которая вышла, правда, после фильма. Это-то и помешало ему выиграть Оскар, под авторством Джонатана). Фильм называется «Мементо», ну или «Помни» в нашей адаптации.

моменто

Далее был, ничем не примечательный фильм, «Бессонница». А затем уже, он влюбил в себя, массы! И если все кинокритики, до этого фильма, пели ему дифирамбы, и возвышали, так как только можно, то после фильма «Бэтмен: Начало», они как-то поутихли. Ноланы, перезагрузили сагу о Бэтмене, и весь жанр целиком. Сейчас все блокбастеры хотят быть как «Бэтмен: Начало».

А потом, как будто нас окунули в холодную воду! «Престижем», братья Ноланы, просто взбудоражили общественность, которая вдруг полюбила, сложную историю о двух фокусниках. Наверное, неожиданно для самого режиссера. «Престиж» оказался именно, таким, каким должен быть идеальный триллер: с неожиданной концовкой, и великолепным сценарием. Он задал Нолану новую планку, которой, он, по моему скромному мнению, так и не достиг.

Не достиг, даже не смотря на следующий проект под названием «Темный рыцарь». Наверное, я опять буду оплеван, но скажу, что фильм сам по себе слаб. Он будто мечется из стороны в сторону, не зная, какую еще историю нам рассказать. В нем миллион событий, которые остаются незаконченными. И признайтесь, популярным он стал, только потому, что один на тот момент, не очень известный актер, погиб. Тут надо отдать должное создателям: они не сделали из этого маркетинговую замануху, как сделали бы другие. (Я про Пола Уокера, если кто не понял.) За них это сделали зрители. Они создали культ, из великолепной актерской игры, но как по мне, слегка переборщили. Не спорю, актерская игра, на мегауровне, но тот же, Том Харди, в следующем фильме о Бэтмене, не смотря на то что, отыграл блестяще, остался без внимания. А тут все будто с ума посходили, и фильм сделал режиссера тем самым Кристофером Ноланом, которого знает весь мир, и у которого столько вистов, что все, к чему он прикасается, незамедлительно становится хитом. Ну, да, еще было «Начало» с Ди Каприо, и не смотря на то, что на момент своего выхода фильм был воспринят всеми примерно как: «О БОЖЕ, ЭТО ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ В МИРЕ!!! НЕВЕРОЯТНО!!! 100 ИЗ 10!!!», сейчас, о нем, мало кто вспоминает.

сейча о нем мало кто вспоминает

Что же я хочу сказать? Если вы заметили, то Нолан снимает, примерно вот так: «Бэтмен: Начало» ‒ студия довольна, (он принес им кассу) ‒ делай свой «Престиж». Далее «Темный рыцарь» ‒ студия более чем довольна ‒ снимай за бешеные деньги свое «Начало». Далее «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (ох уж эти дубляторы!) ‒ студия, не так довольна, но все же, на вот, возьми деньги и снимай что хочешь ‒ «Интерстеллар». Как по мне, так этот парень в ловушке у студии: хочешь снимать свое кино так, чтобы оно собирало миллионы, и быть, наверное, самым кассовым режиссером авторского кино (опять-таки, после Кэмерона) ‒ плати. И вот она плата ‒ трилогия о Бэтмене, которая, по-моему, не особо то и хороша, если не считать первой части. Та, действительно, великолепна.

часть первая

‒ В цену хорошего трюка обязательно входит жертва.

Нолан, наверное, самый переоцененный режиссер в мире. И вот почему. Я здесь уже упоминал, о Джонатане. Кристофер не раз признавался, что почти все идеи, кроме «Начала» придумал Джонатан, и все сценарии пишет именно он. Что первое приходит вам на ум, когда вы вспоминаете о фильмах Нолана? Конечно же, истории! Истории, которые, в большинстве своем, позаимствованы, что, однако, не делает их менее хорошими. Я всегда говорил, и признавал, что сценарист-Нолан, наверное, лучший сценарист современности. Он умудрятся затянуть нас, в историю, которая на самом деле, занудна до безобразия, но за которой, тем не менее, интересно наблюдать. И он всегда тратит от 10 до 50 минут на объяснения. А «Начало» так вообще целиком из них состоит. Режиссер общается с нами, и рассказывает историю, так, будто он наш друг, который сидит в гостях за чашечкой, чего ни будь.

он наш друг

‒ Навязчивые идеи я распознаю. Из них ничего не выходит.

Разве из ваших ничего не вышло?

Поначалу да… но я слишком долго с ними ношусь. Я их раб… и однажды мои идеи уничтожат меня.
Так почему же, я говорю, что «Престиж» ‒ лучшая работа Ноланов? Потому, что она о них, о братьях Ноланах! И если в начале фильма, мы думаем, что Нолан, создал себе соперника, и борется с ним, то в конце фильма, понимаем, что это не так.

Для тех, кто не смотрел: СПОЙЛЕРЫ!

(Я вас предупредил: не хотите портить впечатление от фильма ‒ переходите сразу к следующему абзацу, не читайте этот абзац!).

Так вот в конце, мы понимаем, что на самом-то деле это не так, на самом деле, у Бордона все это время был брат близнец. И он играет безумно важную роль, в самом сложном фокусе в мире. Но в отличие от братьев-близнецов Бордонов, которые каждый день меняются местами, (по очереди находятся в ящике, и по очереди же являются престижем) в реальной жизни, фигура Кристофера, постоянный престиж, и она задавила фигуру Джонатана. В реальной жизни, люди задумываются лишь о том, на сколько великолепен Кристофер, и всем плевать на Джонатана, который всегда, находится в ящике, а без него, фокус невозможен.

5 - который всегда, находится в ящике, а без него, фокус невозможен.

‒ Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог, совершенно лишен магии. Но сумев обмануть её хоть на секунду, ты заставишь её изумиться.

«Интерстеллар» тому доказательство. Сценарист Нолан, написал, наверное, самый сильный сюжет, из всех предыдущих работ. Но режиссер Нолан не справился. «Интерстеллар» должен был стать новой «Одиссеей», но не стал, он должен был поднять постановщика Нолана на новый уровень, но не поднял. Он должен был говорить о сложных вещах, простым языком, но он наоборот говорил, о простых вещах, занудным и сложным языком. «Интерстеллар» один из лучших космических фильмов в мире. У него, великолепная актерская игра (кроме девочки ‒ она раздражает все время). У него прекрасная музыка, созданная Циммером, который вышел на новый уровень. У него великолепная история, с хорошей моралью, которая, тоже стала на уровень выше. На новый уровень вышло все, кроме самого главного ‒ постановщика Нолана. По- хорошему, получился «Престиж в космосе», но это не что-то новое и захватывающее дух.

но это не что

‒ Никогда никому не рассказывай. Ни подхалимам, ни просителям… Никому не выдавай свой секрет. Получив его, они про тебя забудут… Секрет сам по себе ничто. Трюк, на котором он строится, вот это важно.

И вот, вопрос, который я задал в самом начале: правда ли Кристофер Нолан лучший режиссер современности? Судя по этой статье, вы можете подумать, что нет. Но на самом деле ответ «да». Почти «да». Скажем так, Ноланы действительно лучшие в мире, на данный момент. Именно связка, сценарист Джонатан и режиссер Кристофер лучшие в мире. Они собирают сотни миллионов. Они безумно популярны. Один из них идол для целого поколения. Они снимают лучшие фильмы современности, и каждый кинематографист мечтает стать таким, как они. Чтобы авторские фильмы, собирали многомиллионную аудиторию?! Чтобы быть безумно популярным, рассказывая историю, которая интересна, в первую очередь тебе?! Ведь так? Да, «Интерстеллар» получился не таким, каким мы себе его представляли. Да, они потихоньку сдают свои позиции. Но в современном кино, к сожалению, и этого достаточно потому, что все остальные ‒ игроки низшего дивизиона. И нам необычайно повезло, что у нас есть Ноланы, которые каждые два года, дарят нам очередной фильм. Я надеюсь, что их дуэт никогда не распадется, и они не начнут сольные карьеры. А пока что да ‒ Ноланы лучшие  в мире. И это не субъективное мнение.

Мнение

‒ Фокусник берёт этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым.

Аян Найзабеков

Режиссер. Сценарист. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.