Кайша Рахимова завела большой разговор с казахстанскими режиссерами и продюсерами о том, как продвигать отечественное кино. Первый этап разговора – «коммерческий» кинематограф.
Современное казахстанское «коммерческое» кино – это кино для массового зрителя. Оно живет и развивается по законам бизнеса. Сегодня у индустрии огромный спрос на специальности, которым в Казахстане не учат: киномаркетолог, digital-продюсер, sales агент и генеральный продюсер, который их нанимает и выстраивает стратегию продвижения и продажи иногда на годы вперёд. Как решать эти сложные задачи в отсутствие профессионально подготовленных специалистов рассказали опытные киношники-практики.
Что такое коммерческое кино?
Ален Ниязбеков: Это аттракцион эмоций, на котором человек за 1,5 часа проживает историю главного героя, сопереживая и сочувствуя его опыту. Это сильный инструмент влияния на зрителей, при помощи которого авторы вкладывают те или иные ценности в общественное сознание. Казахстанское коммерческое кино ‒ это только-только встающий на ноги малыш, который пытается начать ходить. В основном оно существует за счет частных инвестиций. Отсюда его главная задача ‒ уменьшить себестоимость и «отбить» вложенные средства. Это приводит к сжатым срокам съемок. При этом нужно дать и качество, и красоту в кадре. Поэтому не всегда получается реализовать то, что ты на самом деле видишь и хочешь. Но учитывая, как быстро развивается наш кинематограф, учитывая вовлеченность населения в потребление отечественного продукта, дела меняются в лучшую сторону.
Анна Чакиртова: Коммерческое кино – это то, за что зритель готов платить. Все наши споры о высоком искусстве, киноязыке и оригинальном видении заканчиваются, когда зрители приходят в кинотеатр и голосуют своим кошельком. Кстати, мне не нравится термин «коммерческое кино». Как будто есть «высокое, элитарное кино», нередко его именуют авторским и «низкое, коммерческое». Любое кино создается авторами. Просто одно ‒ для зрителей, другое – для самореализации. Я предпочитаю работать в формате арт-мейнстрим. Мне кажется, это и есть идеальный баланс.
Ришат Адильбеков: В коммерческом кино ты стараешься за максимально небольшой бюджет снять максимально хорошее кино, потому что на 95% ‒ это инвестиционные деньги. Чтобы эти деньги вернуть ты стараешься снять недорого, но хорошо. Для этого тебе, как продюсеру, нужно с каждым отдельно договариваться и уговаривать отработать за меньший гонорар. Почему? Потому что для того, чтобы окупиться, ты должен собрать минимум в 2,5 раза больше бюджета фильма.
Какие критерии должны быть у фильма, чтобы он стал коммерчески успешен?
Анна Чакиртова: Прежде всего надо найти хороший сценарий. Либо идею и авторов, которые смогут воплотить твою идею. В идеале – чтобы в ней был high concept. Нужно серьезно подойти к разработке персонажей, определить время проката, рынки сбыта и продумать маркетинговый план. Какие картины будут стоять рядом? Что в это время в стране происходит? Какие праздники? Как нас учили дистрибуторы – праздники дают х3 выручки. Важно заняться продвижением как можно раньше.
От чего зависит хорошая история продвижения? От четкого определения целевой аудитории и выбора релевантных каналов обращения. Потенциальные зрители наблюдают рекламную и PR-компанию, как «длительный сериал». Поэтому задача современного киномаркетинга – это удержание внимания зрителя: ему должно стать настолько интересно, что он захочет встать и пойти на твой фильм.
Если говорить про самые успешные коммерческие фильмы казахстанского кино, то я бы остановилась на нескольких. Прежде всего это франшиза Нурлана Коянбаева «Бизнес по-казахски». Он создал абсолютно ментальную комедию, где люди могут сами над собой иронизировать, а заодно и путешествовать по всему миру. Без затрат. Или, например, фильм Дариги Бадыковой, который недавно вышел «Таптым-ау сені» (2023). Некрасавица, плотненькая казахская Бриджит Джонс, боевая подруга, которой нужно срочно женить друга. Фильм успешен в прокате, потому что для зрительниц 30+ это история-сказка. Воплощение мечты, мотивационный посыл, вдохновившись которым женщина средних лет думает: «У нее получилось! И я смогу!» Людям нужна вера, люди хотят видеть чудеса. Тем более в нашу эпоху позитивного мышления. Шучу!
Еще один феномен – «Дәстүр» (2023). Хрестоматийный кейс успешной истории создания коммерческого кино: тема, новый жанр и четко простроенный маркетинг. Создатели заранее начали продвижение. Использовали все свои ресурсы, записывая подкасты и привлекая популярных музыкантов, блогеров из «Brave Talents». Куаныш Бейсеков и Алдияр Жапарханов создали тренд смотрения жанрового кино. Очень долго дистибьюторы утверждали, что кроме комедий казахстанским зрителям ничего не нужно. И вот пришло новое время. Время молодых, современных. И дерзких.
Куат Садыков: Конечно, важно качество фильма и сценарий, но маркетинг важнее, потому что мир и кинобизнес поменялся. Сегодня мы видим мировой кейс «Барби» (2023) и локальный «Дәстүр» (2023) и надо учиться у этих проектов. Актеры – главный трафик-генератор и маркетинговый инструмент. Если с ними правильно поработать, можно привести крутую аудиторию, как у нас, так и в мире. Трейлеры – увидев трейлер человек решает идти ему на фильм или нет. Также важно количество людей, которое посмотрит трейлер на YouTube, AiTube, в Instagram.
Как я работаю? Мне нужно понимать, что я продаю и какой посыл я хочу донести. Даже в кино. Тут важно, насколько ты угадаешь с этим посылом, насколько этот посыл сейчас нужен. Потому что люди пойдут на фильм даже если они с посылом не согласны.
Но жанр комедии – это локальная история, которая плохо путешествует. Это статистика, факт. Американский, английский или французский юмор – это разные вещи. Да, американцы выстреливают в мире на звездах с мегапопулярностью, но в целом юмор – это субъективная вещь. А вот боимся мы одних и тех же вещей. Жанры, которые хорошо путешествуют и продаются – это хоррор, экшен, фэнтази.
Алдияр Байракимов: Если в мире мало кто может предугадать, будет ли тот или иной фильм успешен в прокате (если это не огромный блокбастер, и то они сейчас под подряд проваливаются), то в Казахстане прокатчики точно знают ‒ если ваш фильм – комедия, то шансов окупиться у него в разы больше, чем у других жанров. А если в этой комедии снимаются Нурлан Коянбаев, Олжас Абай или Дарига Бадыкова, то вероятность успеха умножается в несколько раз. В последнее время появляются редкие случаи, когда в прокате выстреливают другие жанры. Например, драма «Бакыт» или как ужастик «Дәстүр». На успех последнего, считаю, сыграло много факторов: актуальная и болезненная тема домашнего насилия, тема религии, личный бренд режиссера, необычный жанр и великолепная маркетинговая история.
Кстати, о маркетинге. Продвижение картин очень важно. Кинотеатры обращают на это внимание: если они видят, что продвигать фильм вы особо не стремитесь, то зачем давать вам много залов? Зрители всё равно не узнают о вашем фильме. В продвижении картин главное понять, кто твоя целевая аудитория и использовать сильные стороны фильма. Перед тем, как начать продвигать «Паралимпийца», к нам обращались рекламные агентства с большим чеком, но по факту предлагавшие обычные стандартные методы продвижения, которые я мог бы сделать и сам. Вы сами можете договориться об интервью, сами можете договориться с баннерами и т.д. Что действительно важно, ‒ найти изюминку вашего проекта, прописать стратегию, подходящую именно вам, ясно транслировать ваши ценности целевой аудитории и подходить ко всему процессу креативно.
Мне кажется, работа генерального продюсера как раз и заключается в выстраивании стратегии продвижения фильма еще на этапе подготовки. Вдруг ваш фильм будет интересен не только нашему рынку. В этом случае надо заранее продумать фестивальную стратегию, заранее найти международного sales-агента, который будет представлять твой фильм за рубежом, найти международных дистрибьюторов. Но можно и обжечься, как мои знакомые ребята. Одна российская компания дистрибьюторов навязчиво хотела с ними сотрудничать, но по факту договор был жёсткий. По условиям было так: правообладатель (мои знакомые) должен был заплатить дистрибьютору высокую минимальную гарантию. Минимальная гарантия – это значит не важно, какой будет результат проката, дистрибьютор получит свои условно 5 млн рублей. Потому что, якобы, он сильно рискует, выбирая казахстанский фильм. Также все расходы на продвижение должен был закрыть правообладатель. Перечня расходов, конечно, изначально не было. В итоге фильм плохо прокатился, потому что роспись у кинотеатров они получили маленькую, реклама не понятно, как работала. Но счет мои знакомые получили немаленький, потому что большая минимальная гарантия и расходы расписали им очень большие. А самое обидное, такие расходы, которые даже не проверишь. В итоге, они, оплатив гарантию, все расходы и проценты кинотеатрам (а в России это чаще больше 50%) остались без денег ещё и в долгах. Поэтому внимательно читайте договоры.
Ален Ниязбеков: Почему у нас в Казахстане комедии собирают хорошо? Потому что казахстанский зритель очень нагружен бытом: кредиты, проблемы дома, на работе. Голова очень забита. Зачем ему тратить свое свободное время, в которое он хочет отвлечься, да еще и платить деньги за очередную дозу проблем главного героя? В свой досуг он хочет прокатиться на аттракционе, хочет, чтобы ему дали экшен, позитивные эмоции, а между делом ‒ месседж, который позволит пересмотреть свой взгляд на ту или иную ситуацию.
Как пример могу привести наш фильм «Бизнес по-казахски в Корее». В год выхода в прокат он побил по сборам в Казахстане «Мстителей», и мы были единственной страной, которая смогла это сделать. Это случилось благодаря тому, что Нурлан Коянбаев – это бренд. Плюс мы тогда попали с концепцией Кореи как раз на пике популярности K-pop, показывая всё то, что люди видели в сериалах и клипах: их street food, красивые ночные улочки, архитектуру и культуру. Был эпизод, когда мы утрировано показывали, как в нашем представлении разговаривают корейцы: потягивая слог, подчеркивая интонацией эмоции. Корейские актеры, которым я объяснял задачу, будучи обескураженными, возражали, что они так не разговаривают. И когда мы искали в магазинах ту одежду, которую мы привыкли видеть на корейцах в музыкальных клипах, столкнулись с тем, что корейцы одеваются в очень сдержанных тонах. Опять же, здесь сыграл момент того, что мы формируем свое мнение о стране, основываясь на том, что видим в кино и клипах, а реальность оказывается совсем другой.
Расскажите о методах продвижения фильмов.
Ален Ниязбеков: Нужен прокатчик, например Sulpak cinema, Меломан, Vольga и прочие. Ты, конечно, можешь договориться с кинотеатрами сам, но нужно будет каждого обзванивать кинотеатральные сети, и частные одиночки-кинотеатры, которых много в регионах. Но у каждого крупного кинотеатра есть время забронированное прокатчиками. Поэтому лучше действовать через них. Конечно, ты отдаешь процент с проката, но зато есть лучшая роспись, тебе дадут время/дату, которые больше подходят твоему фильму. Плюс они возьмут на себя контроль сборов и цифры. Если у фильма есть потенциал, то прокатчики будут заинтересованы в том, чтобы его увидели. В прокате есть много всяких тонкостей, поэтому, какая бы ни была договорённость, нужно дополнительно находить финансирование на продвижение и контент. Потому что напрямую на сборы влияет его маркетинг. Если у тебя суперкрутой фильм, но о нем никто не знает, никто его и не увидит. Нужен либо сильный инфоповод – какая-то шумиха, либо массовый маркетинг, чтобы все говорили и ждали твой фильм.
Анна Чакиртова: Длительное время для продвижения фильма использовались следующие инструменты: кинотеатральная реклама (постеры, стенды, панно) размещение трейлеров и тизеров перед сеансами и в фойе; прямая реклама, в том числе наружная (билборды, LED-дисплеи, размещение в метро и т.д.), телевизионная, реклама в печатные издания и радио; проводились предпоказы инфлюэнсерам, премьеры и рекламные туры.
Современная тенденция продвижения – это использование digital маркетинг и всевозможных «активностей» для привлечения внимания: продажа билетов актерами на кассе, конкурсы, розыгрыши, коллаборации с блогерами, популярными актерами или различными компаниями, позволяющие создавать инфоповоды для общения с целевой аудиторией, создание мемов и трендов. Как пример ‒ использование аудиоряда или музыкальной композиции в reels — чем проще и легче формат, тем больше шансов, что он будет подхвачен и распространен (расшерен) по сети.
Самое главное – четко фокусироваться на ядре целевой аудитории. И, согласно привычным ей каналам, сформировать маркетинговую стратегию. Если фильм потенциально интересен аудитории различного возраста и гендерной принадлежности, рекомендую формировать конгруэнтные обращения к каждой из групп.
Дело в том, что маркетинг в кино как бизнес-направление еще очень слабо развит в нашей стране. И каждый продюсер, готовясь к прокату фильма, ищет инструменты для привлечения зрителя в кинозалы. Очень важно обеспечить качественное «первое касание» ‒ привести людей в кинотеатры. Дальше уже работает «сарафанное радио» ‒ фильм или рекомендуют, или начнут хэйтить.
Ришат Адильбеков: Во-первых, – важен максимально небольшой бюджет. Как бы это не звучало: чем больше бюджет, тем больше нужно денег его окупить. Во-вторых, нужно брать максимально известных актеров и блогеров, которые в данный момент на хайпе. Если блогер играет плохо, то ты в тандем берешь к нему хорошего актера. И, в-третьих, – это реклама, нужно 30% и выше от бюджета на продвижение. Отдельный вопрос – вопрос экономии. Возьмем для примера водителей: если я сэкономлю 5000 тенге с машины, а их у меня 9, то за 28-29 съемочных я экономлю 1 млн. 300 тыс. И так со всеми в группе. Я понимаю, сейчас большая конкуренция, много фильмов выходит и человек, которому платили 1 млн. тг на одном проекте на следующий не выйдет за 500 тыс. Но киношникам нужно быть гибкими, потому что есть градация. Есть гос.кино, где главное отчитаться за фильм и дальше не важно, будет он лежать на полке или выйдет в кинотеатры. А есть коммерческое кино, где ты обязан вернуть все вложенные деньги. Желательно нанять киномаркетолога, который будет разрабатывать креативные reels и проморолики и digital-продюсера, который разбирается в таргетировании не только в соц.сетях, но и YouTube. На «Сен Bossың» (2023) мы хотели на трибуны одного из международных футбольных матчей посадить кучу келинок в платках, которые бы просто сидели с плакатом «Приходите в кинотеатр с 7 декабря на фильм «Сен Bossың»». «Креативить» надо опираясь на то, какие события будут происходить: от футбольных матчей до масштабного концерта – всё надо отслеживать. Мы с Аскаром Бисембиным устраивали подобные креативные акции, предпоказы, выкладывали вирусные ролики, приглашая наших друзей – актеров, режиссеров. «С новым годом, девчонки!» (2021) должны были выйти в декабре, но т.к. была забита сетка нам предложили 13 января. Потом случился «Қантар» и по Казахстану половина кинотеатров не работали из-за массовых беспорядков. В итоге мы вышли в феврале, окупили проект и чуть-чуть заработали. Мы хорошо продали на AiTube «Семейные страсти» (2020), а на Ivi «С новым годом, девчонки!» (2021) и «Келин особого назначения» (2022). По итогам 2023 года наш фильм вошел в тройку самых просматриваемых на Ivi. Стриминги, покупая картины, смотрят на то, какой ажиотаж произвел этот фильм, как он повел себя прокате, какая была рекламная кампания; смотрят на сборы ‒ чем успешнее фильм, тем больше платят. Срок ‒ два года, из них полгода – эксклюзив, затем можно продавать дальше.
Отдельно п поводу актеров: надо в договорах прописывать, чтобы они продвигали ваш фильм, потому что многие после съемок отказываются, пока ты им дополнительно не заплатишь. А бывает ты договорился, но все равно человек не хочет исполнять договорные обязательства, тогда я делаю определенные выводы по поводу этого актера. Я не считаю себя крутым продюсером, но «Семейные страсти» (2020) мы сняли за копейки, вложили 15 млн в рекламу и за 6 дней собрали 112 млн. Т. е. мы взяли коммерчески успешную историю, Мейржан с Даной уже были известными блогерами, у них много друзей-блогеров, так что у нас реклама была отовсюду. По городу было 20 билбордов, реклама на «зажигалке в Астане», 20 остановок; весь Instargam был забит нашей рекламой.
Кто занимался продвижением фильма «Паралимпиец» (2022)?
Алдияр Байракимов: Я, наш покойный продюсер Адлет Ибраһім и Андрей Мануйлов. Как я говорил, все поверхностные предложения от рекламных компаний нас с Адлетом не устраивали, в итоге мы пригласили Андрея и вместе начали заниматься продвижением. Когда мы выходили в прокат, все о нас хоть немного, но знали.
Я уверен, что создатели фильмов должны обязательно участвовать в продвижении, т.к. они знают сильные и слабые стороны своих проектов.
В итоге мы сделали много частных показов с актерами, сделали масштабные автограф-сессии в «Мегах», сделали совместно с «Musa sketch» свой мерч, который разыгрывали среди подписчиков и зрителей; «пилили» ролики, тизеры, «качали» соцсети, печатали и расставляли баннеры. Отдавались по полной. Жаль, бюджет нашей картины изначально не был большим, не было возможности нанять больше монтажеров и помощников, поэтому многие идеи и ролики так и не были закончены ‒ банально не хватило рук.
При этом, несмотря на то что проект был коммерческим, фильм участвовал в фестивалях в Берлине, Париже, Мумбаи и т.д.
Выгодно ли работать с дистрибьюторами?
Алдияр Байракимов: У крупных дистрибьюторов есть определенные рычаги давления на кинотеатры за счет большого объема имеющегося у них международного контента. Они могут вежливо, но настойчиво просить не ставить ваш фильм только в утренние сеансы, допустим.
Также можно договориться, чтобы трейлер фильма был вшит в другие картины данного дистрибьютора. Тогда перед каждым показом чужой картины зрители будут видеть трейлер вашего фильма. Также у дистрибьюторов налажена система работы с кинотеатрами, они знают программу релизов, с ними легче подобрать удобное время выхода и т.д. Поэтому, да, удобнее и выгоднее работать через них. Главное, чтобы им понравился ваш фильм.
Какие существуют проблемы в продвижении картин и как их можно решить?
Анна Чакиртова: Одна из наших проблем – это образование. Нам нужна школа продюсирования. Пока формирование рынка происходило стихийно. Сейчас на рынке либо выпускники локальных ВУЗов (в основном), либо успешные selfmade из КВНщиков. Старшее поколение кинопроизводителей, как правило, не относится серьезно к последним. Хотя именно они создали все успешные коммерческие кейсы. Они формируют тренды и умеют слышать зрителя. Не боятся экспериментов. И достаточно легко относятся к успехам. Да и поражение для них всего лишь повод попробовать новый вектор.
Классическая модель образования не учит студентов гибкости и легкости. Умению видеть множество вариантов решения задачи. Я ни в коем случае не принижаю базовые навыки – hard skills, как и любые профессиональные знания ремесла необходимы для старта. Но по-настоящему интересные, стильные работы создают смельчаки, которые не боятся экспериментов.
Я считаю, что для того, чтобы наш кинорынок успешно развивался – нам нужен институт продюсирования. И первое, чему должны учить продюсеров – это разбираться в сценарном материале. Продюсер должен обладать талантом придумать и рассказать историю, собрать команду, которая реализует эту историю, найти финансирование и потом продать этот фильм (продвинуть на фестивали, организовать локальный прокат, найти зарубежных sales агентов). А самое главное, он должен обладать чуйкой – умением предвосхищать события. Пока мы готовим фильм, проходит время. Так вот при запуске коммерческого проекта продюсер должен предугадать, что будет актуальным к моменту выхода фильма. Или создать тренд. Тогда его ждет успех.
Но всегда надо закладывать бюджет на продвижение. Потому что коммерческое кино – это бизнес. Например, мы говорим про кинокартины, снятые при поддержке ГЦПНК, то в настоящее время в НПА (нормативно-правовых актах) нет статьи «Продвижение». Это значит, что фильм, снятый на бюджетные деньги, часто не доходит до зрителей, поскольку у создателей нет собственных ресурсов.
Компании продвижения на Западе картины не покупают, потому что лицензия не у тебя и права не исключительные. У нас этот вопрос дорабатывается и надеюсь будет всё-таки решен. Но если мы говорим о любом коммерческом кино, то, конечно, нужно заранее думать о продвижении. Допустим, мы снимали «Приговор» (2024) в Кыргызстане. Мы еще до съемок начали создавать социальные сети и там выкладывать информацию о том, что это будет и как это будет. Дальнейший план ‒ другие активновности, т.е. мы постоянно анализируем нашу аудиторию: на что они реагируют, на какие reels, на какое обращение ‒ для того, чтобы наш зритель узнавал о том, каким будет фильм. Потому что иногда люди просто не знают о том, что картина выходит. Поэтому важно понимать, что маркетинг ‒ это часть производства картины и это не после съёмок.
Есть ли у нас киномаркетиологи и как решить проблемы с продвижением?
Куат Садыков: Откуда могут взяться грамотные киномаркетологи, если у нас нет ВУЗа, в котором бы обучали производству коммерческого кино? Я учился в Праге, специальность – «Маркетинговые коммуникации», какие-то знания я начал применять в Salem Social Media. Мне преподавал маркетолог, который продвинул бренд сигарет «Lucky Strike» и его самый крутой кейс заключался в том, что он вывел бренд на Формулу 1. Он учил нас коллаборации брендов, учил продавать свой бренд, справляться с трудностями ‒ в «Жургеновке» такому не учат. Я за капитализацию, за продажу контента заграницу, за привлечение инвестиций в Казахстан. Но для этого недостаточно знать законы драматургии ‒ нужно знать законы права, экономику, налогообложение, международные переводы, транзакции, конвертацию и т.д. Нам нужны ВУЗы, которые бы выпускали коммерческих продюсеров и режиссеров, в которых, к примеру, я и многие из моих коллег согласились бы преподавать.
Какие книги советуете почитать по маркетингу и продюсированию?
Куат Садыков: Я бы посоветовал А. Роднянского «Выходит продюсер», документалиста, который стал одним из самых крутых коммерческих продюсеров. Он прошёл большой путь, а теперь занимается проектами для души со Звягинцевым. Когда я создал Salem Social Media эта книга была моей настольной. Н. Ландау «Дорожная карта шоураннера» ‒ это больше для креативных продюсеров, а по маркетингу – нужно просто знать его основы, книг много. Что касается киномаркетинга – я бы разбирал все кейсы в индивидуальном порядке, потому что в любом случае всегда нужен правильный анализ.
Как вы создали систему Salem Social Media и работает ли эта модель в Epicentrum?
Куат Садыков: Salem Social Media – это не бизнес, это освоение – у нас был бюджет на год на 20 сериалов и задача была сделать эти 20 сериалов хорошо. Мы старались адаптироваться под рынок и под реалии, и этот механизм наша команда разработала методом проб и ошибок. У нас был генеральный продюсер – это я, исполнительные продюсеры – 6 человек, креативные продюсеры 10-12 человек, digital-продюсеры 6-8 человек ‒ казахоязычные и русскоязычные. Продюсер должен раньше всех понять, куда идти, либо быстро сориентироваться и понять, что мы не туда идем. Второе даже сложнее, потому что за тобой идут люди и важна смелость, чтобы сказать «стоп, возвращаемся». Если ты продюсер, ты отвечаешь за весь цикл производства, и ты не можешь сказать, что виноват режиссер, сценарист, маркетинг и т.д.
Кто такой digital-продюсер и какие у него должностные обязанности?
Куат Садыков: Я понимал, что если мы делаем релиз в интернете, то нужен digital-продюсер. Были вайнеры, тиктокеры, блогеры в инстаграм, но такой профессии не было до Salem Social Media. До нас никто так не делал, даже крупные западные компании. Отдельный человек мог разбираться с тем как работает YouTube, но не понимать алгоритм Tik-Tok или Instagram и т.д. Нужно было воспитать человека, который бы контролировал всё и направлял в AiTub. Он должен был понимать, для какой из платформ подходит тот или иной материал и владеть механикой и алгоритмами всех социальных сетей, чтобы вести трафик. В функции digital-продюсера входили съёмки промо материала во время съёмочного периода (мы закладывали время со вторым режиссером). Т.е. на площадку приезжал digital-продюсер со своими мобилографами и они снимали всё, что считают нужным для социальных сетей. Digital-продюсер мог договориться с вайнерами, блогерами, известными актерами, которые могли обеспечить определенной аудиторией. И чем лучше он справлялся со своей работой, тем лучше проекты он получал. Когда я ушёл, система продолжила работать, сейчас моя задача сделать тоже самое в Epicentrum. Epicentrum ‒ это первая в Казахстане коммерческая компания, которая независима, у неё нет дотаций, мы платим налоги и возвращаем инвестиции. Работает за счет хороших идей, правильного продюсирования, продаж проектов и привлечения финансирования. Мы хотим расшириться и превратиться в студию со своими фильмами и сериалами на казахском и русских языках, своими саундреками, своим мерчем, магазинами и увеличить категории нашей аудитории. Любой режиссер, который с нами работает ‒ это наёмный работник, которого мы любим и уважаем, но финальное слово на сценарий, каст, монтаж у нас всегда за продюсером и об этом мы всегда предварительно договариваемся. Наша цель создание рабочих мест для прекрасной жизни творческих людей в Казахстане в студии с последними технологиями и иностранными специалистами, которые смогут здесь работать. Основная миссия – производить конкурентоспособный контент находясь в Казахстане, который будет успешно продаваться за рубежом. Не могу сказать, что в итоге выйдет, но думаю у нас всё получится.
Кто такие креативные продюсеры в Salem Social Media?
Куат Садыков: Креативные продюсеры – это шоураннеры, которые ведут проект от начала до конца. Они придумывают или находят идею, делают тест-шуты и выбирают режиссера, которого знакомят со сценарием и с посылом. Креативный продюсер – контролирующий орган, но это касается только творчества. Он работает совместно с режиссером над кастингом, сценарием, визуальным решением, сидит на монтаже и т. д. Его цель ‒ помогать, подсказывать, поддерживать, направлять. Мы стараемся работать с молодыми режиссерами либо с теми, с кем не работали на длительной дистанции, а это всегда риск. Отбор креативных продюсеров основывался на их успешных проектах «до»: в качестве сценариста, продюсера, режиссера. Креативный штат был разный, и у каждого креативного продюсера была одна суперспособность. Все понимали все процессы, но один больше разбирался в редакции, другой в сценарном мастерстве, третий в визуале, четвертый в том, как привлечь деньги и т.д.
Чем отличаются условия работы с Niet от Sulpak или Меломана?
Куат Садыков: Во-первых, Niet – это молодая компания, которая только возникла. У больших игроков есть свои кинотеатры, мейджеры – у нас их нет. Главное отличие в том, что мы занимаемся прокатом собственных проектов, если кто-то обратится к нам со стороны – вероятность, что мы возьмемся за проект – низкая. У нас другая бизнес-модель – нам нужно создать свое IP, и чем больше оно будет, тем лучше. IP – это франшизные проекты, которые нам принадлежат. Мы новички в кинотеатральной дистрибьюции, и мы также набиваем какие-то шишки, работаем с партнерами, набираем команду.
Какие ошибки вы совершили в процессе продвижения фильмов и что посоветуете делать, чтобы их избежать?
Куат Садыков: Избежать ошибок не получится, многие вещи продюсер начинает понимать, набивая шишки. К первому успеху того же Salem Social Media мы шли методом проб и ошибок 3 года.
Алдияр Байракимов: Во-первых, название фильма очень важно. Мы назвались «Паралимпиец», но многие как оказалось, когда видели рекламу на улицах не понимали, что это художественный фильм. Кто-то думал, что это социальная реклама подготовки к паралимпийским играм. Многие не пошли на фильм, потому что думали, что это «чернуха»; кто-то боялся выйти с показа в депрессивных чувствах. В общем, щепетильно выбирайте название фильма, чтобы оно цепляло и интриговало.
Во-вторых, из-за не хватки финансирования я сам придумывал, снимал и монтировал проморолики, тизеры – всё. И много классного промо я просто физически не успел смонтировать. Команда и делегирование – это супер важно!
В-третьих, заранее договаривайтесь о датах с дистрибьюторами. Если вы придете в последний момент, то не факт, что для вашей картины найдется место в сетке кинотеатров, вы можете упустить классные даты.
И еще – по неопытности мы совершили небольшую ошибку: когда хотели приступить к промо фильма, поняли, что у нас нет постера. А со съемок уже прошло полгода, актеры изменились, кто-то из них уже забыл свой актерский образ и на фотосессии приходилось его заново находить. Поэтому как только съемки закончились, сразу устраивайте фотосет с актерами.
Ришат Адильбеков: Как показала практика, в 2023 году где-то 80% казахстанских фильмов не окупились. У нас начало выходить очень много фильмов, но многие из них, к сожалению, не очень хорошего качества. Понятно, что все амбициозные, но бывает певцы и актеры становятся продюсерами или даже режиссерами, а им не хватает опыта. Я за таких людей и за их начинания, но мне кажется, им на первые проекты надо нанимать режиссеров/продюсеров в команду, которые будут рядом и где нужно подскажут.
Куда можно обратиться в поисках финансирования на продвижение фильма?
Анна Чакиртова: В глобальном смысле и с готовой картиной ‒ никуда. Особенно для продвижения «коммерческих» проектов. Беру слово в кавычки, поскольку при запуске фильма продюсер обязан учитывать эту статью расходов. Для продвижения фильмов на фестивали чуть легче – есть множество жанровых фестивалей, готовых принять в конкурс фильмы. Конечно, это не вожделенная категория А. Но получить пару-тройку призов может любая жанровая картина. С прошлого года в Казахстане проводится Евразийский кинорынок ‒ неплохая возможность представить свой фильм. Ведущие киносети Kinopark и Chaplin готовы обсуждать сотрудничество в производстве и локальном прокате картин. Например, последнюю картину Адильхана Ержанова профинансировал Kinopark.
На государственном уровне решения пока нет. Обсуждалась возможность создания отдельного питчинга готовых кинопроектов для финансирования их продвижения через ГЦПНК. Но пока такого решения нет.
Каждый продюсер сам проходит свой путь. В мировой практике в среднем 50% бюджета закладывается на продвижение фильма. У нас долгое время считалось, что хороший фильм сам найдет своего зрителя. В современном мире информационное поле плотно загружено. А значит, наша задача искать новые форматы обращений, способные удержать внимание зрителя и привести его в кинотеатр. А для «ленивых» и экономных есть стриминги.
Ришат Адильбеков: Финансирование на продвижение можно найти, но эти деньги потом надо возвращать ‒ любой инвестор спросит о рисках. С одной стороны инвестору это выгоднее, он вроде и вкладывает в фильм, но ненадолго. Если он финансирует продвижение проекта, ты можешь пообещать вернуть вложенные им деньги и еще 10% от чистой прибыли после проката, к примеру. Но у нас мало инвесторов, которые готовы вложить деньги в полное производство фильма т.к. им приходится вкладывать деньги в проект, который может и не окупиться.
Если как следует вложиться в маркетинг авторского фильма, он окупится?
Куат Садыков: Фильмы, у которых получилось стать и коммерчески успешными, и свое авторское виденье показать на международных фестивалях – это высшая лига и надо к этому стремиться. И если, допустим, ко мне придут с таким с таким сценарием я, это сразу пойму.
Алдияр Байракимов: Вспомним «Бакыт» (2022) ‒ фильм собрал кассу, несмотря на то, что это драма, завоевал приз зрительских симпатий в секции «Панорама» на Берлинале. Баян Есентаева, как большой игрок подключила маркетинг, блогеров. Вдобавок сама тема очень актуальна сейчас. В итоге ‒ получилось. Т.е. это возможно. Я слышал, что некоторые фильма Адильхана Ержанова еще на стадии съемок покупали европейские дистрибьюторы, и они уже окупаются и начинают получать прибыль.
Зачастую, авторские фильмы рассчитаны не на массового казахстанского зрителя. Чаще они получают прибыль на международных продажах. Для этого должен быть фестивальный продюсер или sales агент, который скажет, когда должен быть готов твой фильм и разработать стратегию, куда фильм будет отправляться. Многие чаще всего не правильно оценивают свои фильмы. Мы участвовали в кинолагере Post Space Camp, куда приезжали разные отборщики мировых фестивалей класса «А», и они спрашивали: «Почему все хотят в основной конкурс?». Есть много крутых программ, куда может пройти фильм, и его действительно здорово встретят, но все режиссеры и продюсеры хотят в основной конкурс. Тем самым часто они не проходят и теряют время фестивальной жизни фильма, зрителя и возможные международные продажи.
Частая ошибка наших продюсеров – сначала снимем фильм, смонтируем, а потом уже будем думать, куда его отправить. Но ведь есть программы, в которых ты можешь участвовать на стадии разработки сценариев, программы work in progress, где отборщики оценивают твой фильм, пока он на монтаже. Участвуя в таких программах, будущие отборщики уже отмечают вашу картину, вы получаете фидбэк от них, бывает, получаете доп.финансирование. У нас редко, кто пользуется такими возможностями. А стоило бы! Идеальная схема в моей голове: участие в данных программах на этапе производства фильма, затем год кинофестивальной жизни, где вы уже заранее договариваетесь с дистрибьюторами о кинотеатральном релизе и параллельно прощупываете стриминговые платформы. Тогда ваш фильм не будет простаивать или пылиться на полке в ожиданиях.
Вот пример «Паралимпийца»: мы вышли в прокат, потом мы решили отправить фильм на фестивали. Пока он год фестивалил, мы не могли продавать фильм на платформы, потому что это условие большинства фестивалей класса «А». Фильм старел и стал терять в цене. Мы поздно вышли на хороших дистрибьюторов, как итог – цена еще немного снизилась. В общем, все желательно делать в свое время и не давать возможности фильму стареть просто так.
1 комментарий