В Астане прошел показ дебютных короткометражных фильмов, организованный диалоговой площадкой We_Discuss. В очевидно сильной программе Евгению Лумпову особенно приглянулся одни документальный фильм.
Подлинное документальное кино – это всегда внутренний поиск автором ответов на беспокоящие его вопросы. Часто моральные дилеммы, возникающие в ходе работы над фильмом, остаются неразрешенными, что создает ощущение формальности исполнения и отсутствия глубокой предварительной проработки замысла. Одной из таких дилемм часто становится вопрос личного участия автора в фиксируемых событиях. Работа Лауры Иманмадировой «Дом благодати» предлагает решение именно такой дилеммы.
В центре внимания частный пансионат для пожилых и тяжело больных людей. «Лобовое столкновение» с трагедией каждого его обитателя автором заменено на тонкое портретирование, всматривание и прислушивание. К чести работы стоит сразу прибавить, что снималась она не за один день, не за один тщательно спланированный визит. И свидетельством тому вовсе не плашки с датами, а реакция пожилых людей на режиссёра и членов команды – такие вещи сымитировать невозможно. Режиссёр выбирает оптимальную форму для раскрытия сложной темы. Прежде всего, она делает своими проводниками сотрудников пансионата – людей эмоциональных, открытых и неравнодушных. Их монологи аккуратно миксуют факты ежедневной рутины и трогательные истории, которые идеально иллюстрируют жизнь «Дома благодати» даже без визуального подкрепления. С другой стороны, пунктиром через всю картину проходит участие самого режиссёра и команды в жизни пансионата – они здесь не просто за фильмом, они эмпатичны и сопричастны. Такое деликатное решение лучше всякого авторского стендапа или моралите демонстрирует позицию автора к тому сложному миру, куда, возможно, прежде не ступала нога документалиста и стороннего наблюдателя.
Этот классический по своей сути метод – погружение – позволят автору видеть и слышать в разы больше, чем может показаться на первый взгляд. За простыми монтажными решениями – весьма любопытные стыки изображения и звука, позволяющие из казалось бы разрозненных эпизодов и реплик складывать колоссальное панно, в котором сплетаются люди, судьбы и стены. Этот же метод становится результатом появления в фильме простых, но действенных визуальных метафор. На экране – космос, полёт орбитальной станции, а рядом по лестнице медленно спускается к своей коляске пожилой мужчина. Дополнительных пояснений не требуется – это режиссура в чистом виде.
Фильм насыщен словами, но при этом имеет достаточно лирических пауз, визуальное наполнение которых органично продолжает и развивает озвученное. К технической стороне исполнения фильма могут быть предъявлены претензии относительно качества, однако, стоит парировать их тем, что свою главную функцию – запечатления ускользающей реальности – они выполняют и этого более чем достаточно для вовлечения зрителя в происходящее. Лоск съемки и монтажные изыски в данном случае сыграли бы даже против атмосферы, созданной режиссёром. В подобном ключе работа вполне может быть продолжена и расширена до полнометражной.
Следим. Ждём.