Уроки Амен-ага

К 100-летию Амена Хайдарова публикуем полный текст статьи киноведа, кандидата искусствоведения, профессора, Заслуженного деятеля Казахстана Бауыржана Ногербека, посвященный основоположнику казахской анимации.

Поколение советских кинематографистов и зрителей 1960- x, 70-х и 80-х годов хорошо помнят его мультипликационные фильмы «Почему у ласточки хвост рожками?», «Аксак-кулан», «Хвостик», «Ходжа Насыр – строитель», «Прозрение», «Солнечный зайчик», «Сорок небылиц».

Амен Абжанович Хайдаров – живая легенда казахского кино.

Мне посчастливилось работать с ним, начиная с мультфильма «Ходжа Насыр – строитель».

Амен-ага не любил и не любит юбилейных торжеств, все его круглые даты 50, 60, 70, 75 лет проходили в узком кругу друзей и, наверное, поэтому для многих из нас даже сама мысль о том, что Амену Абжановичу исполняется 80 лет кажется невероятной. За последние 33 года он нисколько не изменился, разве что прибавилось немного седины.

Творчество Амена-ага отражено во многих статьях, интервью, рассказах его современников. Я же попытаюсь написать об уроках жизни, преподнесенных нам Аменом Абжановичем Хайдаровым.

Окружи себя единомышленниками

Первое мое знакомство с Аменом-ага состоялось во ВГИКе осенью 1970 года. Я, студент 4 курса киноведения, еще не остывший от оценки результатов своей курсовой работы по истории советского кино («Три песни о Ленине» Дзиги Вертова), мечтал продолжить свои опусы в области неигровой кинематографии, придумал даже тему своей дипломной работы – «Вертов и казахское документальное кино». Но радужным мечтам моим не суждено было сбыться. Помешал им моложавый, спокойный, медлительный человек, говорящий также неторопливо, рассудительно, который неожиданно появился в моей комнате в общежитии. Правда, Сламбек Таукелов как-то предупредил, что во ВГИКе ходит некто Хайдаров, который вербует дипломников на работу в свою мультгруппу. Я не придал этим словам особого значения, пока сам не попался на удочку. Через несколько часов «политбесед», проведенных со мной, я и не заметил, как согласился на неожиданное предложение Хайдарова: поехать на преддипломную практику на «Казахфильм» в мультипликационную группу, просмотреть несколько лент, созданных к этому времени, и написать дипломную работу. И вот уже с января 1971 года я работал на киностудии в качестве редактора мультцеха, смотрел фильмы, беседовал с режиссерами, художниками, писал диплом о казахской анимации. И так я и не заметил, как застрял в мультипликации на 11 лет, и даже потом, когда перешел на работу в Союз кинематографистов Казахстана, затем в Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова, я оставался «инфицированным» мультипликацией. Я смог избавиться от этой «болезни», только написав книгу и защитив кандидатскую диссертацию в Москве в 1989 году. Получается, что моя первая встреча с Аменом-ага определила мою жизнь на целых 19 лет. Так было не только со мной, но и со Сламбеком Таукеловым, Жакеном Даненовым и многими другими вгиковцами.

За все эти годы я усвоил одно непреложное правило, которому следовал Амен-ага, окружать себя единомышленниками. И причем эти молодые ребята, будущие коллеги должны были быть профессионально грамотными, но в большей степени для Амена Абжановича имели значение человеческие качества: честность, порядочность, трудолюбие. Он не любил тех, кто пьет, работает без души, и они ненадолго задерживались в коллективе. Молодых специалистов Амен-ага находил сам, тем же старым способом: ходил по училищам, институтам, не пропускал ни одну защиту дипломных проектов художниками. Он привел в мультипликацию десятки талантливых художников, так нашел Ерсаина Абдрахманова, преподавателя Казпединститута имени Абая, уговорил его перейти на работу в мультгруппу. И он после Сламбека Таукелова возглавил обьедине ние анимации, где я продолжал работать главным редактором, Жакен Даненов художником-постановщиком. Затем Ерсаин Абдрахманов, так же как и Даненов, Сейданов, Абилкасимов, Токтабаев и многие другие мультипликаторы-вгиковцы, стал кинорежиссером. Он поставил один из этапных мультфильмов в истории казахской анимации «Жаворонок».

Для Амена-ага каждый член мультгруппы был самоценен, исключителен, талантлив. Он любил каждого, но по-своему и каким-то особым, только ему свойственным чутьем определял творческий потенциал начинающего специалиста. Амен-ага находил те особые жесты и слова, чтобы заставить человека работать на полную катушку, но в свое удовольствие, и многие мультипликаторы, несмотря на мизерные оклады, работали на совесть. И в годы крушения киноотрасли они, как капитаны, не покинули свое рабочее место, пока мультгруппа окончательно не была распущена, разумеется, по экономическим соображениям.

Новому времени не были нужны мультфильмы: сказки для детей и притчи для взрослых. В мире господства денег не нашлось места для доброго искусства.

Но Амен-ага не сломался. Ветеран второй мировой войны, в 18 лет ушедший добровольцем на фронт и получивший тяжелые ранения в Сталинградской битве, смотревший смерти в лицо, решил не сдаваться. Набрал курс мультипликаторов при вновь организованном Казахском государственном институте театра и кино имени Т. Жургенова, благо тогдашний ректор института Есмухан Обаев внял «политбеседе» Хайдарова. Теперь Амен-ага плацдармом для подготовки кадров мультипликаторов избрал Институт театра и кино (ныне Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова). Очевидно, в те годы многие наивно полагали, что 70-летний Амен-ага пришел в педагогику ненадолго и вскоре устанет от работы со студентами, но мы-то с Ерсаином знали, что это далеко не так. И вот, пожалуйста: за 10 лет Амен-ага осуществил несколько выпусков мультипликаторов, прошел путь от старшего преподавателя до профессора ВАК Республики Казахстан. Таким образом, Хайдаров на деле сумел противостоять продюсерскому снобизму, невниманию государства к детскому кино. Он дал новое дыхание искусству мультипликации, надежду на будущее.

Амен-ага, собрав команду единомышленников, вновь вышел победителем.

И теперь уже ученики Амена-ага и Ерсаина Абдрахманова сняли первый в истории высшего учебного заведения Казахстана анимационный фильм «Куйыршык» с использованием компьютерной технологии, а музыку к фильму написал ректор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, профессор Т. Кишкашбаев. Очевидно, и ректор не устоял от «политбесед» Хайдарова.

Идею надо проталкивать снизу

Мне часто приходилось наблюдать, как Амен-ага пробивает у руководства «Казахфильма», в сценарной коллегии, на художественном совете темы будущих мультфильмов. Он начинает с артобстрела территории противника, с психологической атаки на низшие чины: подолгу беседует с ними, объясняет им необходимость расширения тематического плана, предоставления молодому художнику дебютной кинокартины и т. д. И так, постепенно, не спеша, он доходил до директора киностудии или председателя Госкино, и вопрос решался как бы сам собой. В том случае, когда начальство сомневалось в профессионализме дебютанта, он рекомендовал себя в качестве режиссера-постановщика, затем, после того как деньги были выделены, и колесо производства набирало достаточные обороты, Хайдаров вдруг «заболевал» и рекомендовал вместо себя молодого художника. Этот тактический ход всегда срабатывал. Я, как редактор, знал об этом заранее. Мы аккуратно вписывали в перспективный тематический план производства мультфильмов, который утверждался в Госкино СССР в Москве, фамилию Хайдарова, убежденные в том, что никто не посмеет засомневаться в профессионализме Амена Абжановича. Так оно и случалось. И так мы выиграли не одну постановку для молодых художников.

Мастер не может быть без учеников

Амен Абжанович всегда твердил нам о том, что мы должны снимать по 7-8 фильмов в год, и очень огорчался, когда иссякал запас сценариев или не было дебютантов, которых надо было в очередной раз запускать в большое плавание. Любимым занятием Амена-ага было обсуждение перспективного темплана, проведение регулярных бесед с нами о том, что будет завтра. Будущее было заманчиво. Мы снимали полнометражные мультфильмы. Диафильмы для школ. Мультсериалы для казахского телевидения. Выпускали книжки-картинки по мотивам казахских мультфильмов. Словом, работы было много, кадров не хватало, их надо было находить, пестовать и пускать в бой за расширение мультипликационного пространства. Естественно, самым глубоким, серьезным и значительным из всех видов искусств для нас была только мультипликация. Намного позже я узнал, что интересное кино бывает и за пределами казахской анимации. Увидел просторы и перспективы игрового и неигрового кино. Но в те годы у нас у всех был только один кумир – Мультипликация!

Амен-ага, в отличие от мастеров игрового кино Шакена Айманова, Мажита Бегалина, Султана Ходжикова, воспитал не одно поколение своих учеников. Продолжатели искусства казахской мультипликации ходили рядом с ним, учились у него, брали уроки мастерства и жизненного опыта. Выросли, оперились и полетели самостоятельно.

Амен Абжанович в течение многих лет добивался того, чтобы на художественный факультет ВГИКа поступали абитуриенты из Казахстана. Свидетели тому – председатели Госкино республики Камал Смаилов, Лейла Галимжанова, которых он атаковал, предлагая своих кандидатов на учебу.

Хайдаров рассказывал мне с недоумением, что выдающийся режиссер-мультипликатор Латвии Буровс упрекает его в том, что он де, вместо того чтобы снимать из года в год мультфильмы, много времени, здоровья и энергии тратит на подготовку молодых режиссеров, создает им условия для постановки. Позиция «только индивидуальное творчество» неприемлема для Амена Абжановича. Он не мог даже представить себе, чтобы самостоятельный жанр искусства целого народа был представлен творчеством только одного мастера без учеников и единомышленников.

Амен-ага всегда говорил и сегодня не устает повторять: «Казахов никогда не может быть много, потому что нас всегда мало». Так что для несведущих: перепроизводство кадров мультипликаторов в ближайшей перспективе не ожидается.

Один фильм не кино

Сегодня, когда вышел первый мультфильм на базе академии искусств, я точно знаю (опыт общения подсказывает), что тревожит Амена Абжановича: будет ли продолжение мультсериала, найдутся ли спонсоры, поддержит ли государство или этот пилотный проект останется очередной нереализованной мечтой?

Амен-ага всегда стремился к тому, чтобы было много режиссеров-мультипликаторов, талантливых, интересных. Он всегда боролся за каждую новую постановку для начинающего режиссера. Ему часто говорили: снимайте сами фильмы, есть хороший профессиональный костяк, зачем это нужно – тащить кого-то за уши.

Но Амен-ага был непреклонен.

Сегодня я понимаю цель его стратегического плана: сделать процесс развития производства мультфильмов необратимым, а это возможно только при конкуренции кадров, «заболевших» мультипликацией. Хайдаров вновь победил.

Ерсаин Абдрахманов, Гимурат Бекишев во главе с Аменом-ага наладили непрерывный процесс обучения художников-аниматоров. На базе Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова готовятся кадры мультипликаторов, снимаются студенческие мультфильмы.

Сламбек Таукелов первый директор объединения мультипликации, который долгие годы возглавлял киностудию «Казахфильм», республиканский Фонд поддержки культуры, ныне работает на канале «Казахстан-1» – в душе и в поступках – всегда остается мультипликатором.

Жакен Даненов и Гани Кистауов, несмотря ни на что, продолжают работать в мультипликации. В 1998 году, когда практически не было мультпроизводства в Казахстане, их совместная работа «Остров Дракона» была удостоена Гран-при международного кинофестиваля Евразия-98. За большой вклад в развитие национального искусства они были удостоены почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері».

Список учеников Амена-ага можно продолжать. В сущности, никто из команды Амена-ага не изменил музе анимации — такова была сила «политбесед» Амена-ага, его чистой одухотворенной жизни, посвященной казахской анимации.

Дорогу осилит идущий

Недавно, получая премию, Амен Абжанович сказал, что он человек прошлого века, и премия вручена ему за былые заслуги.

Позволю себе впервые не согласиться с Аменом-ага. Хайдаров – наш современник. Он сделал и делает для казахского кино намного больше, чем многие из ныне действующих кинематографистов.

Про Хайдарова можно сказать, перефразируя слова Пудовкина о Кулешове: «Мы снимаем мультфильмы – Хайдаров сделал казахскую мультипликацию». Наверное, самый главный большой урок, который преподносит нам Хайдаров Амен Абжанович – это его жизнь, всецело отданная мультипликации.

Жизнь Амена-ага – эта прямая иллюстрация к известной поговорке «Дорогу осилит идущий». Амен Абжанович на при мере собственной жизни доказал, что благородная цель достижима.

Накануне своего 80-летия Хайдаров такой же подтянутый, бодрый, оптимистичный, настроенный на завоевание новых Высот, как и многие годы тому назад.

Секрет феномена Амена-ага прост и сложен: надо идти к цели вместе со своими единомышленниками, не оглядываясь и не тратя сил на тех, кто не верит, сомневается или против твоей идеи.

Таковы уроки Амена-ага.

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.