12 февраля в Караганде прошел открытый смотр короткометражных фильмов «Не просто кино». Проект, который наша команда вынашивала последние три года, стартовал.
Истоки
Как это часто бывает, от замысла до запуска не всегда один шаг. Занимаясь, помимо прочего, еще и «коротким метром», мы регулярно задумывались о том, что он абсолютно отрезан от своего зрителя. Фестивали и полузакрытые показы – это, конечно, здорово, но уж больно эпизодично, и, что еще грустнее, – локально. «Коротышки» сегодня чаще всего можно увидеть на фестивалях или в сети, да вот только на фестивали надо еще суметь попасть, а чтобы что-то найти на просторах «всемирной паутины» не плохо бы знать, что ищешь. И потом, как всякое кино, короткометражное, какими бы фестивальными амбициями не был одержим его создатель, все же создается для зрителя, но коммуникации с ним, увы, атрофированы. Так, года три назад кинокритик Александра Поршнева призадумалась: «А что если собрать достойные фильмы и провезти их по стране?». На этой «призадумке» всё и закончилось – не было времени и ресурсов.
Год назад команда вернулась к этой идее – прошла пара-тройка посиделок в расширенном формате, были обнаружены заинтересованные лица, распределены обязанности, напланировано громадьё. На этом громадье всё и завершилось – не было времени и ресурсов. В первую очередь людских, ибо с’est la vie и дело убыточное.
Фестиваль
В ноябре прошлого года Представительство Россотрудничества в Казахстане, чья главная цель – культурно-гуманитарные связи, предложило нам в рамках своего большого фестиваля национальных культур провести кинофестиваль, по возможности международный. Предложение было принято, фестиваль именован «Не просто кино», по старым-добрым связям полетели сообщения. Так на руках у программного директора Поршневой оказались «коротышки» из Чувашии (спасибо кинооператору Илтимеру Ефремову), Якутии (спасибо режиссеру Михаилу Лукачевскому) и Татарстана (спасибо кинокритику Адиле Хайбуллиной) и Казахстана – тут всё сами. При поддержке Россотрудничества Адиля Хайбуллина даже прибыла на фестиваль, который прошел в Российском центре на науки и культуры в Нур-Султане с 29 ноября по 1 декабря.
Формат фестиваля подразумевал жесткий отказ от классических атрибутов: ни фанфар, ни призов, ни банкетов. Только фильмы и обсуждения со зрителями, которых оказалось немало. От школьников до пенсионеров – все смотрели, высказывались и желали продолжения. Тогда-то старая идея и была реанимирована снова. Вместо разового мероприятия мы получили долгосрочный проект с широким полем для исследовательской и коммуникационной деятельности.
Смотр в Караганде
Обновленный формат предполагает поездки в регионы, с целью показать, что есть и поискать интересные работы на местах. Большая часть базовой программы – это усеченная программа столичного фестиваля, остальное – заранее отобранные работы из пункта назначения, которые цепляются за базу и едут в следующий пункт. И так далее… Времени и ресурсов не было и этот раз, но отступать было некуда ‒ одержимость – наше всё.
Закинув невод на карагандинскую землю, мы выудили почти два десятка работ разного калибра. Поразило жанровое разнообразие, а главное энергия, которая чувствовалась даже в тех фильмах, которые не были включены в программу смотра. Драмы, мелодрамы, триллеры, комедии, картины с элементами мистики, фольклорных традиций – все внимательно отсматривалось и анализировалось.
Среди классических ошибок обнаруживались непонимание законов жанра («Путь пилигрима», «Чертог бытия», реж. Константин Павленко), слабая драматургия («Ц.О.Н.Н.», реж. Олег Рязанцев, «Лёд», реж. Станислав Границын), низкий уровень технического исполнения («Под столом бомба и через пять минут она взорвётся», реж. Алексей Ступин). Часто в работах хромала актёрская игра, часто нормы разумного превышали объемы музыкального сопровождения (что в 90% случаев призвано было скрыть проблемы со звуком), часто работы совсем малого хронометража тяготели к формату соц.роликов («Босоножки», реж. Тимур Рымбаев, «Настоящее», реж. Антон Петров).
И, тем не менее, в каждой работе можно было отыскать свои плюсы или, как минимум точки потенциала: «Лёд» ‒ самоотверженность актрисы; «Под столом бомба…» ‒ попытка деконструкции формы и работы с 4-й стеной; «Ц.О.Н.Н.» ‒ освоение территории абсурда. Приятным открытием стали документальные работы, создаваемы юными киношниками из посёлка Шахан под руководством режиссёра Виктора Королева. Они, безусловно, испытывают сильное влияние телеформата, но, по крайней мере, создаются в соответствии некими канонами. Зайдите на YouTube-канал «Шахан TV», посмотрите.
В программу смотра, в итоге, были включены 2 работы – «Упырь» Талгата Мурат и «Оберег» Никиты Марченко. В них тоже легко обнаружить недостатки, но к безусловным их достоинствам относится чёткое понимание режиссёрами сути кино, ощущение его как материи и умение управляться с основными элементами производства.
Однако, отбор программы – это полдела. Смотр состоялся благодаря поддержке многих неравнодушных людей, заразившихся идеей. Абзац благодарности стартует с актёра Андрея Белавина – настоящего драйвера затеи, без участия которого Караганда могла и не стать отправной точкой движения. Далее – кинотеатр Sary Arka cinema лице директора – Худайбергенова Фаруха Эргешбаевича и его зама по развитию Олеси Письяуковой, которым хватило широты души, чтобы на 4 часа отдать нам площадку для просмотра и обсуждения. К списку этих добрых самаритян мы легко относим нашего давнего друга – режиссёра Антона Головина, решившего для нас не одну трудную задачку, талантливого дизайнера Аиду Слямханову, создавшую весь визуал, который мы старательно рассылали и развешивали, а также столичное рекламное агентство Media Project, которое материализовало для нас всю эту эксклюзивную дизайнерскую красоту.
Без вклада каждого упомянутого добряка не было бы ни показа картин, ни интереса к ним со стороны карагандинских СМИ, ни живого диалога со зрителями, ради которого всё и затевалось. Когда местные журналисты и ценители кино впервые общались со своим земляком-режиссёром, мы робко осознавали, что оно того стоило.
Осталось лишь подвести итоги голосования. По мнению зрителей Караганды, лучшей стала работа татарского режиссёра Амира Галиаскарова «Волчий яр». Второе место досталось работе студентки КазНУИ Малики Тасбулат «Поцелуй в курилке». Третье поделили работа Елены Рябцевой «Юман» (Чувашия), Сергея Потапова «Туйаара» (Якутия) и Елены Ермолиной «Гульназек – победитель дивов» (Татарстан). Полный расклад выглядит так:
Что ж, старт дан. Смотр выбирает второй пункт назначения.