АЯН НАЙЗАБЕКОВ
В этой статье я, как обычно, не претендую ни на какую объективность. Все сказанное дальше исключительно субъективно.
Сразу к тому, почему же троица «Несвятая». В этом списке вы вряд ли найдете, дико популярных режиссеров, которые приравнены к лику «Святых», таких как Феллини, Хичкок и многие другие. Те, кто в этом списке, всегда считались отличными, возможно даже великолепными режиссерами, но не более того.
У меня их именно три. Скоро, возможно, станет четыре, и четвертым будет человек, которому я уже посвятил целую статью ‒ Дэнни Бойл. Но сейчас его нет в этом списке лишь потому, что он еще не сказал то самое, последнее слово, после которого можно будет взглянуть на уже его завершенную карьеру, и сказать: «Для меня этот парень пример для подражания».
Сразу скажу, что всех троих я сейчас не назову, поэтому, в перерыве между статьями, попробуйте угадать остальных. А первым номером (что важно, хронологически) идет Сэр Чарльз Спенсер Чаплин, ну или просто, более привычное нашему уху имя ‒ Чарли Чаплин.
Про его биографию вещать не буду ‒ всю ее в более грамотном виде, вы без труда найдете в соответствующей статье на Википедии. Сейчас о моем отношении к нему.
Изначально, я, как и все, смотрел фильмы Чаплина, хохмы ради, думая о том, что ничего архисложного в его фильмах нет, и быть не может. Комедия, да и только, да еще и старье. Кому оно нужно? Не смогу сказать в какой момент все изменилось, наверное, тогда, когда начал понимать насколько сложна сама по себе структура кадра в фильмах Чаплина: миллиард событий и все одновременно, и все по таймингу, и все идеально. Чаплин культивировал мизансцену как таковую, каждый план, каждый кадр ‒ это шедевр, внутри кадра на разных планах что-то, всегда происходит. Вот Бродяга (персонаж Чаплина практически во всех фильмах) идет по улице, на первом плане, сзади грузчики что-то куда-то несут, слева в кадре проходит мужчина, в середине кадра рабочие открывают люк. Бродяга засмотрелся на витрину, идет не отрывая взгляда и вот-вот должен провалится в люк, но нет, перешагивает его. Параллельно мужчина идет в обратном направлении, обращает внимание на открытый люк, оттуда поднимается еще один рабочий. (Сейчас перечитываю то, что написал выше, и понимаю: где-то, что-то я соврал, но суть вы уловили.) Нет нерабочей зоны в кадре, калейдоскоп событий гарантирует этим фильмам пересмотры по нескольку раз, чтобы каждый раз улавливать какие-то новые детали.
Но, даже это не главное в фильмах Чаплина.
Про актерскую игру говорить не приходится: все, кто хоть немного имеет представление о кино, и об актерах понимают, то какая же Чаплин актерская глыба. Умея абсолютно все, он при этом не раз подвергает свою жизнь опасности (не такой конечно как его коллега и друг Бастер Китон, но все же). Все эти падения, удары, прыжки по крышам ‒ все по-настоящему, и это видно. Нет никаких тросов, дублеров, каскадеров, все сам, все своими силами. Ведь для многих Чаплин в первую очередь человек в кадре, нежели за кадром, многие воспринимают его исключительно с актерской точки зрения, а это говорит о многом. Актеров равных ему по качеству исполнения, живости, органике нет и по сей день.
Душа.
Чаплин наполнял ею абсолютно все: каждый кадр, каждую секунду своих творений. Тяжело объяснить, что именно добавляло её, кроме самого Чаплина. Прибавив к этому его стремление к идеалу, его перфекционизм, получим ураганную смесь, которая из раза в раз выдавала феерический результат. Не имея слабых работ, Чаплин является одним из лучших представителей кино.
А сейчас, почему же именно Чаплин, а не условный Бастер Китон, или кто-нибудь еще.
Лично для меня, Чаплин является оплотом того, что мы обозначаем фразой «любить свое дело». В каждой его работе есть это ощущение ‒ ощущение того, что ради кино он готов разбиться, пойти на все лишь бы получить кадр который ему нужен. Имея театральное прошлое, и семью, которая была не так далеко от сцены, наблюдая ребенком за реакцией людей, он прекрасно понимал, что нужно народу, и каждый раз попадал в десятку. При этом, рассказывая далеко не детские истории. Вспомним фильм «Малыш» или же «Огни большого города». Скажите, что это комедийные истории, что любой другой снял это в классическом понимании драмы, и вышло бы неплохо. Но Чаплин сделал комедию, с очень лиричным, и трогательным окончанием. И так было во всем, да и жизнь его сложилась именно так. (Если вы последовали моему совету о Википедии, наверняка, понимаете, о чем я.) Чаплин делал то, что любил, и любил то, что делал. И это именно то, за что я люблю его, делаю его примером для себя, и призываю всех поступать так же. Ведь кино он делал для нас, а не для того что бы «срубить побольше бабла». Он никогда не задумывался о сиквеле какого-нибудь фильма, чтобы «навариться», он делал все, чтобы развлекать нас, чтобы мы улыбались и были счастливы, а большего ему и не надо было.
Именно поэтому и неприятно, что такой человек, получил такой слабый фильм-байопик о себе. Да, Дауни младший дико похож на Чаплина, особенно в гриме, но все же это фильм из той категории, против которой активно выступал сам Чаплин. Делайте то, что нравится вам, так чтобы это понравилось другим, вкладывайте всего себя. Вот почему Чарли Чаплин как режиссер-актер-композитор-сценарист и много кто еще, для меня режиссер, который является одним из трех самых любимых.