Недавно мы анонсировали старт работы студентов и преподавателей КазНУИ над проектом «Махаббат күндері». Сегодня представляем вашему вниманию несколько комментариев об этой важной не только для университета, но и для молодых кинематографистов, работе.
Талгат ТАЙШАНОВ,
художественный руководитель операторского департамента, директор проекта «Махаббат күндері»
Об идее и единении
Полнометражный художественный фильм-альманах «Махаббат күндері» — это второй проект кафедры «Кино и ТВ» Казахского национального университета искусств. Эта идея зародилась неспроста: у нас есть хорошая техническая база, есть учебная киностудия КазНУИ. Когда мы обратились с предложением к Айман Кожабековне Мусахаджаевой, то она поддержала нас. Более того она стала генеральным продюсером не только первого проекта «Украденные сцены» (2016 г.), но и нашего альманаха. Она непосредственно участвовала при обсуждении всех вопросов, и, конечно же, при съемке первого кадра, когда мы разбивали тарелку (прим. Кинематографическая традиция). Я же являюсь на этом проекте исполнительным продюсером и одновременно художественным руководителем департамента операторов. Ерлан Маратович Нурмухамбетов является художественным руководителем департамента режиссуры.
Сам проект альманаха зарождался у нас долго и мучительно, потому что мы стремились найти такую идею, которая была бы интересна студентам. То, что мы с Ерланом Маратовичем хотели бы снять – нам было ясно. Но мы хотели найти такую идею и воплотить в такой проект, чтобы студенты заинтересовались, и чтобы проект не запускался «из под палки». Вообще мы с Ерланом Маратовичем являемся единомышленниками в этом плане. Студенты третьего курса мастерской Е. Нурмухамбетова поддержали эту идею, написали сценарии и мы провели питчинг. Не все прошли. Мы отобрали только семь сценариев. С точки зрения операторской работы на проект вышли представители моей мастерской. Это ребята, которые уже умеют работать с современной аппаратурой. А ведь у нас самая современная техника: Red Epic – камера, которой в Голливуде снимают крупные блокбастеры, набор кино-оптики, все виды освещения. С этой техникой, конечно, должны работать студенты, которые понимают её. Лучшие из лучших. Эти студенты прошли определенную практику съемочным процессом и знают, как обращаться с этой техникой. Неожиданно идея создания этого альманаха совпала с годом Молодежи, что стало для нас праздником вдвойне. Поэтому этот проект мы доверили студентам. Конечно, глобальные вопросы мы решаем сообща, но все текущие моменты, возникающие на площадке, ребята решают сами, чем, честно говоря, мы очень довольны. Мы поставили очень жесткие временные рамки и сформировали четкие графики. Нам важно, чтобы студенты ощутили все тонкости работы на полнометражной картине: площадка с большой командой, где есть свои сроки и своя ответственность. Важно сказать, что над проектом работают не только мастерские Е. Нурмухамбетова и моя. Так же у нас есть второй состав съемочной группы: это вторые режиссеры, продюсеры, вторые операторы, ассистенты. Задействованы все мастерские кафедры. Подготовительный период начался с сентября. Здесь работает вся кафедра «Кино и ТВ». Более того мы обратились за помощью к факультету «Музыки». Я очень благодарен Останьковичу Дмитрию Валерьевичу, молодому декану факультета, который поддержал нас в нашем творческом начинании. Так что музыку к фильму будут писать студенты факультета «Музыки». Кроме этого Дмитрий Валерьевич проявил инициативу и захотел написать музыку к одной из новелл сам. Так же мы обратились за помощью к Художественному факультету, деканом которого является Жукенова Жазира Дюсембаевна. Их студенты на этом проекте работают художниками-постановщиками, художниками по костюму, художниками по гриму. У нас снимаются студенты с кафедры «Актерского искусства». Мы пригласили кафедру «Искусствоведения», чтобы они о нас выпускали информационный материал. Более того нам помогает абсолютно все административно-хозяйственные подразделения университета. Так что «Махаббат күндері» – это проект не одной кафедры. Для нас очень важен момент объединения. А когда мы вместе, то получается серьезный проект, которым мы бы могли гордиться. У нас большие планы на альманах. Мы поставили несколько глобальных амбициозных целей, в том числе участие на кинофестивалях, кинотеатральный и телевизионный прокат. Конечно, это имиджевый проект для КазНУИ.
О специфике работы операторского департамента
Операторы постановщики, а их на семь новелл – трое (Аян Базылбек, Айдос Сулеймен, Куляш Балтабекова), не первый день стали работать со всей технической базой, которой могут позавидовать многие учебные заведения. В нашем распоряжении есть кинопавильон, фотопавильон и кинозал. Конечно, к технике мы студентов не подпускали самостоятельно. Именно на «Украденных сценах» мои студенты работали в моей операторской группе, были моими ассистентами. Мы два года готовили их к этой камере. Помимо теоретической части это и было учебным процессом, подготовившим их к самостоятельной работе. Конечно сейчас, когда съемочная группа готовится к выезду на локацию, по каждой новелле я уточняю с оператором-постановщиком, режиссером и вторым режиссером объекты, погодные условия. Студенты пишут очень большие технические заявки, не учитывая реальных возможностей вместимости помещения. А если учесть, что средний по численности состав съемочной группы – двадцать четыре человека, то говорить о вместимости еще и техники в квадратуру однокомнатной квартиры и нечего. Однако все эти вопросы для меня, как руководителя, были очевидны, поэтому все тонкости мы отработали заранее. Этот процесс происходил у нас на подготовительном уровне.
Что касается непосредственно выбора определенных студентов в качестве операторов-постановщиков, то для меня это было принципиальным вопросом работы и владения навыками работы со сложной техникой. Аян Базылбек – это бакалавр-краснодипломник, выпускник прошлого года, который прошел два года работы на «Украденных сценах» (тогда мы работали с ARRI Alexa), самостоятельно он работал над своей дипломной работой с камерой Red Epic. Айдос Сулеймен тоже прошел большую практику работы на этой технике, как и Куляш Балтабекова. Так что этот костяк был утвержден мною. В дальнейшем же они сами комплектовали свои операторские группы. Было единственное требование: оператор-постановщик отвечает за каждого члена своей команды. Но при этом у каждого режиссера была возможность выбрать оператора-постановщика. Благодаря этому у нас не было ни одного конфликта. Я очень благодарен студентам за то, что они поняли все требования правильно, и более того поддержали нас.
О втором составе съемочной группы
Большая проблема заключается в том, что на сегодня ни один ВУЗ не готовит второй состав съемочной группы. А ведь это очень важно. Роль второго режиссера на площадке просто неоценима. Это главный человек на съемочной площадке и в группе, который планирует тщательно весь процесс, высчитывает всё до мельчайших деталей. Были, конечно, моменты, когда и студенты отказывались от этой работы, а бывали, когда нам приходилось ненавязчиво намекать на то, что кто-либо не сможет справиться с этой работой. Не всегда вторым режиссером становился студент кафедры «Кино и ТВ». Это могли быть и художники, и музыканты. Сама жизнь подсказала, кто выдержит площадку, а кто нет. И те, кто остался действительно проделывает большую работу. Так как съемки происходят не только в университете, но и в городе, существует момент договоренности с разного рода локациями. На нашу просьбу о сотрудничестве откликнулся Департамент полиции г. Астаны, и мы очень благодарны им за это. Сотрудники департамента работали ночью, снимались в студенческой работе. Есть у нас и анонимные спонсоры, которые предоставили гостиницу для базы съемочной группы. А это колоссальные расходы. И отдельно бы хотелось поблагодарить наших преподавателей, которые взяли на себя шефство устроить один из обедов для всей съемочной команды. Я считаю, что это важный момент отеческого и творческого единения преподавателей и студентов, когда старшее поколение поддерживает студентов в любой ситуации, даже настолько бытовой.
Арсен МУРЗАТОВ,
административно-продюсерский департамент проекта «Махаббат күндері»
О первом опыте профессиональной работы
Для меня этот проект стал новым опытом в плане работы в сфере киноискусства. До этого я был волонтером МКФ «Евразия», а затем и сотрудником. Я работал администратором на съемочной площадке фильма «Толғау», и работал над первым кинофестивалем «Ушкын». Поэтому на этом проекте я впервые столкнулся с большим объемом документации, с работой по привлечению спонсоров, с организацией рабочего процесса, его подготовкой. Когда шел первый крупный проект КазНУИ «Украденные сцены» (2016 г.) я был еще первокурсником, и, наблюдая со стороны, для меня всё было в новинку.
На этом проекте нас – целая административно-продюсерская группа. Это текущая работа. Я немного поясню, кто есть кто в нашей группе. Исполнительный продюсер – Аян Серикович Найзабеков. Талгат Турганбаевич – директор. Непосредственно я – продюсер. Постоянный администратор на площадке – Дамир Бешаков, иногда я подменяю его на площадке. Асемгуль Накупова занимается документацией для всех новелл. Руана Шарипова составляет транспортные карты. Мадина Сутбаева занимается поиском спонсоров и переговорами, работает с официальными письмами и предложениями сотрудничества. Как правило, сотрудничество строится на предложении продукт-плэйсмента, обязательное указание логотипа компании в титрах. Моя работа связана непосредственно с площадкой. Больше всего я взаимодействую со вторыми режиссерами. Мы очень стараемся всё успевать и учимся на своих ошибках. Чем дальше мы двигаемся, тем легче движется процесс.
О работе с друзьями
Это тяжело с одной стороны, и это очень интересно – с другой. Ведь момент контроля исполнения сроков с моей стороны – это рабочий момент. Ребята это понимают и, естественно, не обижаются, когда я высказываю замечания. Это профессия. Мы должны привыкать к ней и отделять личное от профессионального.
Ырысбек АДИЛБЕКУЛЫ,
режиссер-постановщик новеллы «Минорлық күй»
Об истории
Фильм о гитаристе-неудачнике, который вечно опаздывает на репетиции своей группы. В университете он встречает девушку по имени Айсулу, в которую влюбляется. Конечно, любовь не взаимна. Каждый раз он, опаздывая на репетиции, оправдывается байками про то, как он встретил то мафию, то Чарли Чаплина. После его очередного опоздания и нелепого оправдания, героя просто выгоняют из группы. В конце концов, герой понимает, что без своей группы у него не получится добиться Айсулу.
Для нас важен сам сюжет и история. На питчинге я представлял именно эту концепцию, но некоторые сюжетные линии я изменил. Однако название проекта, скорее всего, изменится, ведь минор – это грустно, а у нас всё закончится несколько иначе. Больше спойлерить не буду.
Об опыте работы на крупном проекте-альманахе
В этот раз мне особенно интересна и в новинку была работа с художником по костюмам. Работая на предыдущих учебных и курсовых работах, я выбирал сам то, во что будут одеты актеры, как правило, это была обычная повседневная одежда тех ребят, которые играли в моих работах. А в этот раз подбор костюма стал одной из частей большого механизма, которым является сам герой. Помимо всего очень интересно снимать на разных локациях. Поэтому четыре съемочных дня мы будем работать не только в стенах университета, но и в лаундж-баре, квартире и прочих локациях. Так же мне очень интересно поработать с ребятами, которые профессионально обучаются на актеров. Это студенты мастерской Айгуль Иманбаевой. При выборе актера на главную роль нам, конечно, было важно его умение владеть гитарой. Помимо того, у нас снимаются и непосредственно музыканты, профессионально владеющие навыками игры на различных инструментах.
Айдос СУЛЕЙМЕН,
оператор-постановщик новелл «Шум», «Поцелуй в курилке»
О сложности работы с большой командой
Впервые я работаю с таким объемным по количеству участников департаментом операторов. До этого на курсовых работах разного рода у меня было максимум три ассистента. А сейчас количество участников моей группы доходит до десяти человек. Очень важно для меня было найти с каждым из них свой язык, понять, как и в какое время давать определенные установки и задачи. Потому что каждый понимает по-разному. Для первокурсников это первый опыт работы, поэтому мы стараемся совмещать практическую деятельность с теоретической. Это для того, чтобы ребята сразу внедрялись в процесс, узнавали много нового. Когда снимались «Украденные сцены» для нас это тоже было первым опытом, который дал достаточно полезного и нужного в сфере навыков работы на площадке. Мне очень нравится сам процесс кипящей работы, когда команда начинает ускоряться, потому что иначе будет отставание по графику. Этот момент завораживает увлеченностью. Все работают на кадр, который должен сделать я. И это большая ответственность. Сначала, конечно, нам было тяжело найти единый ритм работы. Но после первой смены нам удалось почувствовать друг друга, и понять, кто какими обязанностями должен заниматься. Я разделил департамент на условные два юнита, так что пока шел съемочный процесс одного кадра, вторая группа готовила следующий.
О работе над новеллой «Шум»
В этой работе были и простые и сложные кадры, например проходка, снятая с крана. Сложность же состояла в том, что с достаточно просторной локации мы двигались сразу в ограниченное пространство. Были сложности со светом, а еще кран у нас работал на рельсах. Конечно, мы не успевали, так как световой день имеет ограниченное количество часов.
Малика ТАСБУЛАТ,
режиссер-постановщик новеллы «Поцелуй в курилке»
О сюжете и идее
Это история о мимолетной и нежданной влюбленности. Фильм повествует о молодом преподавателе, который только приехал в новый город и пытается как-то влиться в новый коллектив. У него это не очень получается, потому что герой застенчив. Вообще, хочется отметить, что этот альманах сделан в неклассическом его понимании, когда новеллы объединяет лишь тема. Здесь главные персонажи одной новеллы мелькают в последующих фильмах. Моего персонажа зритель может узнать благодаря эпизодическим появлениям. А когда мы приходим к нему в «Поцелуе в курилке», то он для зрителя уже более или менее раскрыт. Чтобы хоть с кем-то поговорить в этом чужом для него городе молодой преподаватель приходит в бар. Затем он оказывается в курилке, где его взгляд привлекает дым над пепельницей. А когда он оборачивается к двери, то замечает девушку, в которую влюбляется.
Мы стараемся сохранить баланс между самим повествованием и всеми художественными кинематографическими средствами.
О работе с композитором
На мой выбор было представлено несколько кандидатур композиторов. В итоге над картиной я работаю с Назымбеком Каирскаковым, который уже окончил университет. Он очень хорошо владеет не только гитарой, но и многими другими инструментами, а также знает, как профессионально записывать звук в студии. У нас одно видение композиций, которые должны звучать в фильме.
О работе с оператором-постановщиком
С Айдосом мы работаем уже не в первый раз, что уже говорит о взаимопонимании. Когда мы работали над предыдущими учебными проектами, я не могла до конца понять, чего от меня хочет Айдос. И возможно из-за этого возникало некоторое недопонимание. А сейчас мы отрабатываем и анализируем все моменты уже с подготовительного периода. Мы искали вместе локации, выбирали актеров.
Об актерах
Мне нужен был человек гораздо старше, чем кто-либо из ребят, обучающихся по специализации «Актерское мастерство». Несколько раз во время читок всплывала кандидатура Аяна Сериковича Найзабекова. Он является нашим преподавателем. А потом я просто предложила ему эту роль, и он согласился. Аян Серикович вовлечен в процесс создания образа героя. Его вопросы о том, каким должен быть персонаж, очень помогают определить яснее героя. А героиня, которую воплощает модель по профессии Айгерим Кобесова – очень женственная грациозная девушка, которая не заинтересована этим парнем. Всё, что ей нужно – это выкурить сигарету и выйти.
Аян БАЗЫЛБЕК,
оператор-постановщик новелл «Қар жалғауында», «Минорлық күй», «Дамир на первом курсе»
О проекте
Мы стартовали самые первые с новеллой Шугылы Сержан. Группа большая, но на тот момент еще не была слаженной. Хоть я не верю в приметы, но именно после того дня, как Айман Кожабековна разбила тарелку, съемки пошли легче и быстрее. До этого альманаха я еще ни разу ни с кем из режиссеров-постановщиков не работал. Но на всех короткометражных фильмах Амира Аменова я ассистировал операторам-постановщикам.
Изначально все три новеллы были сюжетно-ориентированные. Затем при разработке и встречах я начал предлагать режиссерам свои варианты видения некоторых сцен. С Шугылой сложностей в построении мизансцен у нас не было. Там достаточно лаконичная концепция. Сам сюжет требовал этого. У Ырысбека – точно также. А вот с Амиром у нас всё намного сложнее, потому что он внедрил элементы документального кино. Сам герой этой новеллы ходит с камерой. Мы еще не пробовали так снимать, поэтому нам очень интересно что получится. Точно так же, как на «Толғау», мы всё пробуем снимать с рук. Но, конечно, только там, где это требуется. Помимо того с Амиром мы решили делать фото-раскадровки. Есть специальная программа, которая точно по миллиметрам рассчитывает все тонкости.
О своей команде
Айдос Сулеймен – второй оператор в моей команде. Мы работаем на проектах друг друга. В общем, в нашей команде пять человек. Еще существует дополнительная группа первокурсников, которые проходят производственную практику. Они чередуются и меняются. Мне очень легко работается с ребятами, у нас полное взаимопонимание.