Режиссёр Юлия Волкова: «Нужно менять отношение к короткому метру»

В этом году серьезное внимание нашей редакции было уделено короткометражному кино. Среди оффлайн-шагов в этом направлении – «День российского короткометражного кино». Чтобы понять, какой опыт накоплен соседней киноиндустрией в деле продвижения «коротышек» к зрителю, мы пообщались с редактором сайта Moviestart, режиссером Юлией Волковой.

Юлия, какие средства коммуникации между режиссерами короткометражек и зрителями существуют сегодня в России, помимо фестивалей?

Прежде всего, это мероприятия на базе киношкол. В России множество киношкол и они, как правило, по окончании учебного года организуют показы учебных работ. На некоторые могут попасть исключительно отборщики фестивалей, продюсеры, критики. Но большинство, как правило, открыты, и простой зритель, зарегистрировавшись на такое событие, может одним из первых увидеть новое молодое кино. Также в России есть опыт коммерческих и некоммерческих кинотеатральных показов альманахов – тематических сборников короткометражек. Альманахи собирают сами кинотеатры, продюсеры, а также фестивальные агентства и компании в рамках продвижения своего пула картин. Из последних проектов такого рода – «Русское краткое», инициированный кинотеатром «Пионер», а также альманахи компании по фестивальному продвижению CinePromo, которые демонстрируются в сети кинотеатров «Москино», а также на различных региональных площадках.

Одно из самых масштабных событий для зрителей и авторов короткометражного кино – конечно же Всероссийская акция «День короткометражного кино», в рамках которой по всей России в сотнях населенных пунктов совершенно бесплатно зритель может увидеть наиболее яркие работы уходящего года. В этом году в рамках акции демонстрировалось 10 программ: «Звезды в коротком метре», «Фестивальные хиты», «Семейное кино», «Кино будущего», «Международная программа», альманах «Счастье – это… 2», анимационные программы и онлайн-подборка от платформы «Пилигрим».

Проявляет ли российский зритель интерес к «короткому метру»? Существуют ли способы мониторинга этого интереса?

Короткий метр, безусловно, популярен не у всех и целенаправленно на показы ходит, конечно, подготовленная публика. Но я не раз становилась свидетелем того, как «случайный» зритель, пришедший за компанию с друзьями или спонтанно зашедший на показ, уходил в восторге, будто бы открыв для себя новый мир. Конечно, не всегда такие показы собирают полные залы, но, мне кажется, дело тут не в качестве картин, а в общем «маркетинге» − даже на хорошие полные метры не всегда зритель идет в кино, потому что в это время идут какие-нибудь блокбастеры с многомиллионными бюджетами на рекламу. Но в этом смысле для меня показательным является, к примеру, Фестиваль уличного кино, который длится несколько месяцев: показы проходят в разных регионах, и в крупных городах собирают тысячи зрителей. Также в акции «День короткометражного кино» принимают участие различные площадки, число которых уже давно перевалило за тысячу: из года в год они оставляют заявки на участие в акции – без зрителя этого бы не было.

Если говорить о мониторинге – это и количество просмотров в Интернете, интересные зрителю фильмы, разлетаются по репостам. Так популярная короткометражка Жоры Крыжовникова «Проклятие» на данный момент собрала на официальном аккаунте режиссера почти 4 млн. просмотров.

Существуют ли платформы, которые занимаются доставкой короткометражек к зрителю: онлайн-кинотеатры, специализированные каналы/паблики в соц.сетях?

Да, конечно. На многих онлайн-платформах сейчас пользуются популярностью зрительские короткометражки и фестивальные работы. Это и крупные онлайн-кинотеатры такие как Ivi, Okko, Start, и специализированная платформа «Пилигрим», на которой премьерят многие фестивальные короткометражки. На нашем сайте Moviestart также есть раздел онлайн-премьер.

Поддерживается ли «короткий метр» на государственном уровне вне образовательного поля? Может быть, «Фонд кино» имеет дело, в том числе и с таким форматом?

Министерство культуры и «Фонд кино» поддерживают только полнометражные картины, если у вас альманах короткого метра – можно попробовать заявиться на соискание господдержки. Найти деньги на короткий метр можно, участвуя во Всероссийском Питчинге дебютантов, который организует Молодежный центр Союза кинематографистов России при поддержке Фонда президентских грантов и Национального фонда поддержки правообладателей. В следующем году пройдет 25 питчингов по всей России. Авторы проектов-победителей имеют возможность получить 500 тысяч рублей на реализацию. Возможности есть, за 500 тысяч можно снять очень приличный короткий метр, но нужно конечно постараться, подготовить отличный проект и на выступлении убедить экспертов, что он должен быть снят.

Какой опыт зарубежных стран в части продвижения короткометражного кино к зрителю тебе видится прогрессивным и успешным, какие практики стоило бы уже сегодня внедрять на постсоветском пространстве?

Я не слишком хорошо знакома с зарубежным опытом, но то, что я знаю: в России не всегда серьезно относятся к производству короткого метра – чаще всего это воспринимается, как учебная работа, проба пера. Для многих европейских компаний, к примеру, это самостоятельное высказывание, произведение искусства, которое нельзя снимать «на коленке» с друзьями. И потом, соответственно, так к нему и относятся, используют все варианты дистрибуции, зарабатывают на показах. Нужно менять отношение, в первую очередь. Когда будет сформулирована ценность простого «короткого метра», длительностью пусть даже в 7 минут, тогда и до зрителя проще будет донести, почему так важно его посмотреть.

Поговорим теперь об уже упомянутом «Дне короткометражного кино». Как и когда пришло из Франции в Россию это начинание?

Международный День короткометражного кино празднуется 21 декабря в самый короткий день в году с 2011 года по инициативе Национального центра кинематографии и анимации Франции. В России эта акция была введена по инициативе Молодежного центра Союза кинематогарфистов России в 2014 году и сейчас переросла в действительно масштабное событие. В этом году в рамках акции российский короткий метр демонстрировался не только в нашей стране более чем на 1500 площадках.

Кто сегодня главные партнеры и опора Дня короткометражного кино в России?

Организаторы проекта «День короткометражного кино»: Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России, продюсерский центр «MovieStart» при поддержке Фонда президентских грантов, Национального фонда поддержки правообладателей, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, компании Canon, Роскультцентра, Госфильмофонда России, компании Киноэкспертиза, компании Cinepromo, компании Canon, кинотеатра «Иллюзион», Нового института культурологии и Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Конечно же, наши основные партнеры – это региональные площадки, на которых зрителям демонстрируются фильмы. Фильмы и зритель – основа всего и то, ради чего это все делается.

Какие площадки, кроме кинотеатров, подключаются к показу «коротышек»?

Площадки самые разнообразные: библиотеки, клубы, учебные заведения, бары, антикафе – все места, где есть экран, звук и желание показать хорошее кино.

Как обстоят дела с выводом российских короткометражек за пределы страны? Каков охват?

В этом году, благодаря партнерству с Россотрудничеством, программы были показаны в 23 странах мира. Все программы демонстрировались с английскими субтитрами.

Существуют ли в вашей практике перекрестные обмены программами с другими странами?

В этом году у нас есть международная программа – фильмы, произведенные в других странах. Уже сейчас мы работаем над поиском партнеров – возможно, это будет какой-то заметный зарубежный фестиваль короткометражного кино, эхо которого мы сможем показать в рамках следующей акции в 2020 году.

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.