ИННА СМАИЛОВА
13 марта состоялось исключительное событие — церемония награждения кинопремиями «Выбор критиков».
Дату, отныне можно считать красным днем календаря, так как впервые в нашей новейшей истории, все движение было направлено только в сторону родного кино. Это первая независимая от организаций, мнений, давлений, страстей и обид национальная кинопремия, которая подвела итоги в казахском игровом кино за прошлый год по 13 номинациям. По словам организаторов, церемония стала результатом марафона казахстанского кино, который проходил с 4 февраля по 7 марта 2015 года. За четыре с половиной недели зрители увидели 20 снятых в Казахстане игровых картин, выходивших в прокат или показанных на фестивалях в прошлом году.
Организаторы, ведущие и судьи – ассоциация действующих кинокритиков, куда вошли самые активные и зубастые (Тулеген Байтукенов, Дмитрий Мостовой и Карим Кадырбаев), мудрые (Олег Борецкий) и рассудительные (Ольга Малышева) во главе с Гульнарой Абикеевой (без комментариев!). Всплывает строчка из стихотворения Марины Цветаевой: «ты позабыл седьмую…» Это нескромно о себе. От предложения — быть и участвовать в этом движении, невозможно было отказаться, даже, ели находишься в другом городе, и всю тягость работы выполняет остальная команда.
Но, если оставить иронию и комсомольский речитатив, то прошедшее событие в кинематографической жизни страны, действительно, уникальное по дерзости воплощения, критической оценке и творческому посылу.
По дерзости
Сегодня на одном энтузиазме организовать подобное республиканское пусть и киномероприятие – почти невозможно. Но в редких случаях, а история мирового кино тому большое подтверждение, мысль вырывается за пределы меркантильного «вопреки» и сама начинает двигать, изменять бытующее кинопространство.
А начало было положено года за два или три, когда Гульнарой Абикеевой была проделана первая попытка сначала найти активно пишущих кинокритиков с целью широкого освещения отечественного кинопроцесса. Задача, кстати, тогда была трудная, но сходу, размашисто была расчерчена таблица (это фирменное от Гульнары Ойратовны!) и внесены первые фамилии, а через год — не только фамилии, но уже попытались поставить оценки за фильмы. Однако благодаря работе сообща, наверное, только сегодня состоялись сразу два события: по сути — инициация Ассоциации кинокритиков и сама независимая Премия.
Работа проделана колоссальная. Собраны все — 20 игровых фильмов, большая часть картин от частников (больше всего меня потрясла эта цифра — 17 студий!), с которыми нужно было договариваться. Для широкого информирования – открыт сайт kinokritik.kz, организован уникальный Марафон казахстанского кино с показом, по словам Г.Абикеевой — всех картин, даже тех, кто в прокате не оказался. Показы — это зал, поддержка киноцентра «Арман», (следует отметить совместную работу с Бауржаном Шукеновым), это реклама, снова информационный пиар и, наконец, организация самой церемонии, – единичными силами, на одном желании и переживании за свое кино. А какие изящные и стильные награды приготовили дизайнеры – прозрачное, как капелька росы, алматинское яблоко. Разве это не подвиг?
И потому, наверное, сама церемония награждения на фоне умирающего нашего официального фестивального движения прошла так естественно, без помпы, больших слов, в дружном общении, в традициях лучших мировых кинофестивалях, где на одной площадке свободно общались звезды и зрители, молодые кинематографисты и мэтры нашего киноискусства.
Победителями в своих категориях стали:
Лучший фильм (драма)
«Хозяева»
Лучший режиссер
Адильхан Ержанов, «Хозяева»
Лучший сценарий
Кенжебек Шайкаков, «Курко»
Лучший оператор-постановщик
Алексей Кирюхин, «История одной старушки»
Лучший художник-постановщик
Ермек Утегенов, «Хозяева»
Лучший жанровый фильм (боевик, комедия или триллер)
«Осторожно, корова!»
Лучший дебют
Каиржан Орынбеков, «Ограбление по-казахски»
Лучшая песня
Галымжан Молданазар
«Берiк бол», OST«Ограбление по-казахски»
Лучший короткометражный фильм
«Щелчки», режиссер Талгат Абишев
Лучшая мужская роль
Юрий Помернацев, «Раз в неделю»
Лучшая женская роль
Лия Нэльская, «История одной старушки»
Лучшая мужская роль второго плана
Абунасыр Сериков, «Осторожно, корова!»
Лучшая женская роль второго плана
Айнур Ильясова, «Келинка Сабина»
По творческому посылу
Потрясло, что многих кинематографистов узнаю с их работами впервые — Кенжебек Шайкаков («Курко»), Каиржан Орынбеков («Ограбление по-казахски»), Сапар Толеген («Загнанная»). Если грубо выводить общее арифметическое всех участников, даже не трогая короткометражки, можно констатировать, что у нас в большом кино сменилось поколение кинематографистов. За 2014 год представлены по номинациям в основном совсем молодые ребята поколения «детей независимости», говорю о режиссерах, сценаристах, операторах, художниках, актерах и др. Среди перечисленных стоит назвать также известных — Адильхана Ержанова, Серика Абишева, Галымжана Молданазара, Ермека Утегенова, Еркинбека Птыралиева, Азамата Дулатова и многих других, а также знаковых фигур «постволновцев» — Наримана Туребаева, Мухамеда Мамырбекова, Азиза Заирова, Алексея Кирюхина, Аскара Узабаева и др.
Но эйфория от молодого кинопраздника заретушировалась смущением от самих фильмов по нескольким моментам:
Первое. К моему удивлению, казахстанский игровой кинематограф почти весь стал коммерческим. Из 20 фильмов – 17 частного производства! В общем, это нормально, мы так долго ждали зрительских лент. Но… общее впечатление от увиденного – кино, построенное на реальности, саму реальность не показывает. На экране создается искусственная картинка стремления к внешнему благополучию. Вроде все о родном отечестве с узнаваемыми лицами, но с голливудским или российским лубочным налетом. Могу понять денежный вопрос, но, если у нас финансы давно не поют романсы, почему не попробовать сделать, что-то не поверхностное, и даже сам жанр копнуть чуть глубже? А в большинстве фильмов единственная мысль, которая движет действием – урвать бабло и шиковать на празднике безделья. Наверное, я уже в категории ворчливой старухи, но, sorry – даже в общем стремлении любыми способами стать «богатыми» (вот, где слово-паразит стало), неужели нельзя увидеть что-то большее или уродующее нас?
Второе. Отечественный кинематограф, к моему удивлению, исключая рост технической стороны, стал резко уходить от самого кино и крениться в разные виды других искусств. Например, к любимому своему театру: много было искусственных эмоций, страстей, гримас, заламывания рук, неестественных диалогов-монологов. Работа оператора и режиссера, как правило, почти не имеет смысла. Уберите камеру и монтаж – ничего не изменится, получится театр на траве. А ведь уже второе столетие кино проживаем, происходят базовые изменения в понимании кино и трансформации киноязыка. Неужто снова скатываемся к 40-50-м годам прошлого века? Или, другой, модный крен — к телевизионной картинке. Не против телевидения, больше скажу, ратую за отдельный вид хорошего телевизионного фильма. Но это не кино.
А, если объединить первое и второе, то обидно, что кино больше превращается в показ и подиум искусственной реальности с фиктивными проблемами и конфликтами, фальшивыми страстями, фантиковыми героями-клонами.
Третье. В противостоянии этому общему подиумному и театрально-телевизионному действию традиционно стоят авторские фильмы. Но, к сожалению, они оказались в кощунственном меньшинстве. Ими занималась в прошлом году или государственная студия АО «Казахфильм» (не совсем любя и защищая) – «Хозяева», «Приключение», или отдельные сумасшедшие в своей любви к кино, такие как – Жанна Исабаева, Азиз Заиров, Мухамед Мамырбеков, тот же Кенжебек Шайкаков, за ничтожные деньги, создающие свои малобюджетные фильмы, имеющие резонанс в обществе. Особенно хочется отметить те, которые остались без наград, но оставили свои высокие планки в истории казахстанского кино за прошлый год. Нариман Туребаев с фильмом «Приключение», продолжающий тему отчуждения от сытого общества, филигранно подчеркивает свою мысль выверенными композициями и монтажом. Отдельная моя благодарность всем, кто участвовал в работе над созданием картины «Быть или не быть» — это настоящий подвиг среди пестрящего гламурного безвкусия, говорить о тех, кого перестали замечать – при всех шероховатостях и неровностей это настоящее кино.
Но вместе с «Хозяевами» — это единицы. И здесь следует задуматься, будет ли у нас вообще честное кино в будущем? И должно ли быть в определении «честного» разделение на зрительское и авторское?
И в связи с этим – Четвертое. У меня большая претензия к работе ассоциации молодых кинематографистов. Понимаю, что первый блин комом. Но уже в этом году хотелось бы увидеть профессиональную работу с широким освещением на своих страницах – сколько фильмов поступило, какие, из каких ВУЗов, школ представлены, как и кто занимается отбором, какие тенденции у молодого отечественного кино?
По оценке
За всю историю критическая мысль была двигателем эволюции кино. Может быть скажу что-то кощунственное, но, по сути, мы стоим только на пороге понимания базеновского вопроса, направленного в нашу сторону – Что такое казахстанское кино? И движение кинокритиков, организованный ими марафон, и премия могут послужить началом формирования современного национального кинодискурса – базовых идей в понимании роли и возможностей национального кино. К сожалению, это пустующее пространство. Мы много говорим о внешних темах и национальной атрибутике, забывая о внутренних законах кино. Формировать собственный взгляд на мир, как когда-то Андре Базен мумифицировал категорию времени в кино, так и сегодня, на примере наконец-то собранных воедино отечественных игровых лент, делать выводы и моделировать на собственном опыте уже новые философские вещи о природе и материи казахстанского кино, предлагать их и дискутировать со всем миром. Ведь наш кинематограф должен быть этого достоин!
Где можно посмотреть все фильмы-победители в полном объеме?
Ольга, попробуйте обратиться сюда:
https://www.facebook.com/groups/314615065374030/?fref=ts
или сюда:
https://www.facebook.com/azamat.anartayev?fref=ts