В КазНУИ очередной стартап. На сей раз публицистического свойства: вышел в свет пилотный номер журнала о кинообразовании и киноискусстве. Евгений Лумпов проштудировал его от корки до корки.
Помните тучные 2000-е? Тогда при должном усердии можно было разыскать и прочесть журнал о казахстанском кино. Более того – выбрать! Ведь было из чего: с 2005-го выходили «КИНОMAN» Дарежана Омирбаева и «Евразия Кино» Бахытжана Салихова; через три года к ним присоединилась «Территория Кино» Гульнары Абикеевой. До наших дней не дожил ни один из них.
Верните мне мой 2008-й!
Казахстанской киноиндустрии наскучили журналы, когда она научилась тратить бумагу на постеры и флаеры. Где-то в это же время в кулуарах пыльных меадиафорумов заматерела отмазка о том, что век печатных СМИ завершился. Очень может быть, однако брендовые журналы и газеты все еще живы. Увы, из «Киномана» и «Территории» бренды сделать не успели. Теперь все в сети – плюрализм и критика мнений. Редкие оптимисты верят, что можно сочетать offline и online под маркой одного СМИ и, кажется, именно такой велосипед пробуют изобрести в КазНУИ. Само по себе это начинание прекрасно – можно вырваться за границы привычного мироощущения. Но есть нюансы.
Журнал «JAS TOLQYN» сформулировал свою миссию витиевато и амбициозно: «популяризация и повышение престижа отечественного творческого кластера для развития уважения к культуре и истории страны». Вероятно, под кластером понимаются темы из сфер кино и кинообразования. Издателями выступают режиссёр Ерлан Нурмухамбетов и оператор Талгат Тайшанов. В кресле главреда – эксперт по PR, медиа и видеомаркетингу Ирина Мусиян. В редколлегии числятся киноведы Назира Мукушева и Еңлік Егеубаева, режиссеры Аян Найзабеков и Асия Байгожина, художник кино Марат Именберген и продюсер Дайана Ибраева.
Тут место для первой ремарки. Журнал называет себя «профессиональным изданием о кино». Но ни одной публикации за авторством профессиональных кинокритиков и киноведов не обнаружено. Возможно, материалы просто забыли подписать. А возможно Ирина Мусиян, аки Анна Ардова – одна за всех.
Ремарка вторая. Первый выпуск полностью посвящен одноимённому онлайн-конкурсу курсовых и дипломных проектов «Жас толқын», который кафедра «Режиссуры кино и телевидения» проводит уже два года. С одной стороны – логично: всякое творчество, прежде чем ступить на новые территории, осмысляет хорошо знакомые. Однако потенциальной читательской аудитории (особенно той, что обитает вне «Шабыта») не помешал бы хотя бы эскиз того, каким хотят видеть журнал создатели. Куда и как они планируют смотреть? Только ли на себя? Не означает ли упомянутое «для развития уважения к культуре и истории страны» излишней терпимости в ущерб объективности и конструктивной критики? Хочется верить, что нет.
Третья ремарка. К стилю. Дизайн и верстка – не мои темы, но вот по тексту… Ему как воздух нужен воздух (уж простите за тавтологию), нужна легкость и искренность. В данный момент риторика журнала плакатная, манифестационная и крайне восторженная. Искренне радуюсь всякому благому начинанию в сфере кино, но, друзья, давайте без придыхания. Особенно, когда весь номер о самих себе. Понятно, что за инициаторами журнала длинными тенями тянутся густые и тяжелые имена и логотипы, но вы все-таки про искусство – оно без свободы чахнет. Внутренней, прежде всего. Стоит попробовать легче, проще, без шаблонных увещеваний, формулировок и мыслеобразов.
Вот, где хорошо, так это в выбранном жанре. Большинство материалов – интервью или прямая речь. Есть подозрение, что интервью эти писались, а не проговаривались, но, возможно, это все как раз вопрос стиля текста. Простите за паранойю. Однако же – люди любят людей. Интервью нынче самый популярный жанр. Совершенно точно стоит сохранить найденный вектор и позволить бумаге терпеть особенности речи – будет живо!
Как видите – непоправимых огрехов нет. Да, детский велосипед. И как многие сошедшие с конвейера КазНУИ он едет на трех колесах. Перовое – пробивная энергия инициаторов. Второе – искренний энтузиазм исполнителей. Третье – праведный пафос дела, запланированного великим.
Еще о том, что приглянулось – едва уловимая, кажется, обнаруженная интуитивно, ниточка исторической канвы. Из материалов можно легко узнать о том, как появился и развивался кинофакультет университета, как шаг за шагом формировалось фестивально-питчинговое движение, какие люди стояли у истоков нынешних достижений и кто сегодня перенимает у них эстафету. Журнал, действительно, всем первым выпуском об одном событии (хорошем событии), но мысль все-таки чуть шире, слово чуть глубже и эту находку реально вычитать, если читать не по диагонали.
Сейчас журналу нужны авторы, редакторы, консультанты, партнеры, пути логистики и прочее. Но сильнее всего ему нужны читатели. Сам «JAS TOLQYN» пока до конца не осознает своего потенциала и смотрится как итоговый буклет, выпущенный по поводу. Но в ядре его заложено хорошее зерно – полезность. Даже изучив опыт чужого питчинга можно чему-то научиться. Если и этот вектор будет сохранен и развит, то сила прикладного знания выведет журнал на хороший уровень.
Как писал Пушкин: «Опыт – сын ошибок трудных…». Все сделанные ремарки – просто мнение. Но если авторам действительно нужны ориентиры, то один из них – на то, как делать не надо – прямо сейчас у них под носом. Журнал «Шабыт», издаваемый в КазНУИ, нынче являет собой грустный гибрид плохой советской стенгазеты и кринжовых технологий верстки от PowerPoint.
У «JAS TOLQYN» есть шанс перерасти старшего брата и превратиться из восторженного «внутряка» в серьезное издание. Колеса-то все рабочие: энергия – в избытке, энтузиазм – с запасом, пафос… – лечится.
Обольщаться не стану – слишком много их было – начинаний, рухнувших на излете. Но как агент Малдер – хочу верить. В конце концов, плох тот велосипед, что не мечтает стать «Харлеем».
Изучить первый номер журнала можно ЗДЕСЬ
Фидбэк обрушить можно ВОТ СЮДА