ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.
Есть множество категорий фильмов, описанных в умных книжках для любителей кино. Все они, так или иначе, связаны с жанрами.
В неписаной же классификации интересного куда больше. Так, например, там можно отыскать категорию «случайного фильма». Нет, снимаются такие фильмы специально, можно даже сказать по предварительному сговору и со злым умыслом, а вот смотрятся, действительно случайно. Будьте бдительны – один такой шедевр каким-то чудом до сих пор держится в прокате.
Речь о картине «Стажер» от прославленного мыловара Америки Нэнси Майерс, терроризирующего несмышленых зрителей своими творениями с конца девяностых. Все они как на подбор: звездануты актерским составом, высокоморальны и невероятно занудны. «Стажер» ‒ не исключение. Попасть на него можно лишь наглухо перепутав сеанс или проспорив кому-нибудь желание. Впрочем, существуют и серьезные «заманухи», которых стоит остерегаться. Рассмотрим их, ибо, предупрежденный – это вооруженный.
Первая – Роберт Де Ниро. Бесспорно, его есть, за что любить и ценить, но нужно смотреть правде в глаза – последние лет десять мэтр идеально играет лишь одну роль – роль самого себя, изредка оглядываясь на свои криминальные роли. Набор его ужимок можно издавать отдельной брошюрой для начинающих мимикрировать под крутого парня. Дальше них образы Де Ниро теперь не идут. Естественно, что роль пенсионера, желающего быть при деле, интригует и обещает что-то новенькое, но, увы, этого не происходит. Актер явно скучает на съемочной площадке и огонек жизни в нем загорается лишь однажды, когда он произносит что-то вроде: «Мы с парнями едем туда, проникаем в дом вашей мамы и похищаем компьютер». Естественно далее происходит все озвученное и Де Ниро чувствует себя как рыба в воде, после чего сюжет вновь бросает его на сушу и он продолжает задыхаться в несвойственном образе до финальных титров. Конечно, актер виноват лишь в том, что не питает интереса к своему герою, главный же виновник – сценарист, которым по случайному совпадению является Нэнси Майерс. Ключевой персонаж ее творения плоский как билет на премьеру и напрочь лишен хоть какого-то нутра. Причем в тот момент, когда это отсутствие начинает напрягать, возникает сцена с освоением Фейсбука, где личные данные пенсионера вроде как должны компенсировать нам его глубокий внутренний мир. На деле же – все походит на инфантильную девичью анкетку для подружек в стиле хэндмэйд. Вердикт: очередное обманутое ожидание.
Вторая причина – сюжет: «70-летний вдовец Бен Уитакер обнаруживает, что выход на пенсию — еще не конец. Пользуясь случаем, он становится старшим стажером на сайте моды под руководством Джулс Остин». Невольно вспоминается летний «Манглхорн» с ключником Аль Пачино, но «Стажер» обманывает нас и здесь. Речь в фильме отнюдь не о старике-стажере и его приключениях в мире современного бизнеса, но о пенсионере, решившим сеять разумное, доброе и вечное среди заложников социальных сетей и гаджетов. Долгая, нагорной проповеди подобная, менторская речь. Когда истины изрекаются каждую минуту им перестаешь верить. Когда же их изрекает Де Ниро – перестаешь вдвойне. Фильм явлен миру как комедия, но ни одного курьеза, конфуза или просто неловкого момента, способного вызвать смех или хотя бы улыбку нет. У стажера на все случаи жизни заготовлены навыки и пронзительный спич. Вкупе с примитивным музыкальным сопровождением создается эффект компьютерного симулятора жизни вроде «The Sims». Оно и понятно – Майерс выше головы никогда не прыгнет. Отношения между ее героями всегда лежат в плоскости «учитель – ученик», а незатейливость – лежит в основе всех ее историй. Простота, которая хуже воровства сводит на нет зачатки всякого конфликта и в итоге то, что могло бы при известной доле таланта стать реверсом фильма «Дьявол носит Prada», стало бледной как выключенный киноэкран копией картины «Десять шагов к успеху». Вердикт: очередные потерянные деньги.
И наконец, причина третья – идея. Хотя точнее будет сказать идеи, которые на протяжении всего фильма ведут себя как пенсионеры в очереди – яростно расталкивают друг друга. На место режиссерского фаворита, очевидно, выводилась идея о том, что пожилые люди тоже нужны и полезны, но ее уже в первые десять минут стали заслонять идеи межполовых отношений, проблем родителей и детей, женской эмансипированности, мужской инфантильности, интернет-зависимости, измен и унизительного трудоголизма. Что примечательно – к главному герою ни одна из этих тем отношения не имеет, все они витают вокруг него, а он как-то сам по себе. Словом фильм – принципиально женский коктейль рефлексий и рекурсий, который ни вопросов внятных не задает, ни ответов полезных не изрекает. Местами он даже детский, и кажется, будто героев «Улицы Сезам» переместили в высокотехнологичных модный офис. Вердикт: напрасно потраченное время, которое можно было бы посвятить живому общению с бабушками или дедушками.
В довесок воззвание: будьте бдительны и избирательны, помните, что вопреки всем заблуждениям о том, что кино постоянно развивается, в нем существуют опасные адепты старых как прищур Де Ниро невнятных историй. И Нэнси Майерс одна из них!