ДИАНА ИСЕНОВА.
В казахстанской киноиндустрии сегодня работает определенное количество кинорежиссеров. Какой-то процент из них – действующие «слуги кино» и выпускают раз в два-три года фильм, а какой-то процент просто существует.
Однако выделить режиссеров, которые имеют свой почерк, собственное видение мира и особенности технического мастерства, не легко.
Например, Дарежан Омирбаев – титан среди казахстанских режиссеров. Его фильмы выделяются понесколькими пунктам.
Во-первых: он всегда знает – что изображает и что хочет сказать зрителю. Его фильмы являются рассказами о маленьких людях в этом огромном, богом забытом постсоветском пространстве, мы все прекрасно помним пустынную Алма-Ату в его фильмах.
Во-вторых: главные герои его картин – своего рода маргиналы, интроверты и отстранённые обществом люди. В основе его сюжетов лежит какое-то важное переживание, происшествие героя за небольшой отрезок жизни.
В третьих – он оказал огромное влияние на молодое поколение режиссеров не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Подтверждение тому работы турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, который всегда очень хорошо отзывался о Дарежане.
У Джейлана, в свою очередь, тоже есть определенные элементы киноязыка и события, которые повторяются из фильма в фильм. Он также любит цитировать своего кумира — Андрея Тарковского.
Почерк Тарковского же включает повторение долгих планов, метафор и др. Тим Бёртон со своим загробным миром, Квентин Тарантино со своим вездесущим вестерном, Кристофер Нолан со своими трехмерными глубинными сценариями, – все они оставляют в мировой кинематографии неповторимый режиссерский стиль, который оказывает влияние на дальнейшее развитие кино.
То есть у каждого из режиссеров есть определенные излюбленные моменты в драматургии и изображении, которые они переносят практически в каждый свой фильм. Эти дублирующие моменты и создают почерк кинорежиссера, что свидетельствует о нем, как о зрелом кинематографисте.
Акан Сатаев – полковник зрительского кинематогрофа Казахстана
Среди действующих казахстанских режиссеров, к сожалению, не у каждого есть свой присущий только ему стиль подачи истории и изображения. Да и режиссеров у нас можно по пальцам пересчитать. Потому мой выбор пал на одного из самых активных сегодня в казахской кинематографии – Акана Сатаева.
Акан Сатаев выходец из местной академии КазНАИ имени Т. Жургенова. За свою карьеру он запомнился такими работами, как: «Рэкетир», «Заблудившийся», «Жау жүрек мың бала», «Ликвидатор»; такими сериалами, как — «Братья» и парой тройкой работ по заказу Министерства культуры.
Вышеперечисленные работы составляют почти все художественные фильмы режиссера. А это уже говорит о том, что его имя на слуху, и каждая вторая его картина коммерчески успешна.
«Мастер казахстанских боевиков и криминальных драм» — именно так его можно называть. Ведь его фильмы — это почти всегда либо драма бандитов 90-х годов, либо очередной боевик.
Слава пришла к Акану Сатаеву после выхода на большие экраны фильма «Рэкетир», сюжет которого знаком старшему поколению казахстанцев не понаслышке. Картина почти сразу стала фильмом №1 в стране. На тот период (2007 год) на экраны очень редко выходили фильмы местного производства. Такого коммерческого успеха исключительного локального характера достигла лишь «Келинка Сабина» Нуртаса Адамбая в 2014 году.
Помимо окупившегося в несколько раз бюджета, фильм стал отправной точкой, с которой зритель может прослеживать профессиональный рост режиссера, и становление собственного стиля подачи.
Что было в начале
И так, «Рэкетир». Вышел на экраны в 2007 году. Сюжет является биографическим рассказом главного героя – Саяна, и в целом поколения лихих и суровых 90-х годов.
Фильм смотрится достаточно легко, поскольку это биография, а значит, здесь есть смерть, предательство и любовь.
Первое, что бросилось в глаза на момент первого просмотра – это актеры и их поведение перед камерой. Никому не известный актер Саят Исембаев, сыгравший главного персонажа стал открытием для зрителей. Характер его героя кажется очень живым и не наигранным, как это, к сожалению, часто бывает. По сюжету Саян – добрый, справедливый, страдающий мужчина. Его история – это история тысячи казахов. Как известно, многие, пройдя через преступный мир, сегодня являются воротилами бизнеса и политиками. Так и герои фильма – Саян и его друзья вставали на ноги благодаря беспределу. Второстепенные герои показались такими же живыми и настоящими. Возможно, в силу своего возраста, актерам не приходилось утруждаться.
Наверное, единственной яркой особенностью режиссера являются сами актеры. Господин Сатаев собрал вокруг собственную команду, как это делают многие режиссеры. Образы персонажей перескакивают из фильма в фильм. Так, главные герои «Рэкетира» и их сюжетные линии находят отклик и в сериале «Братья». Руслан (Мурат Бисенбин) вторично предстает в образе местного авторитета. Бандитское амплуа молодого актера Нуржана Садыбекова мы видим как в сериале, так и в «Ликвидаторе», а запоминающийся персонаж-Жан (Жан Байжанбаев) в двух картинах появляется в виде хитрого бизнесмена.
Такая командная работа с актерами напоминает Скорсезе с ДиКаприо и Робертом Де Ниро. Как и американец, Акан Сатаев дублирует персонажей и актеров, заставляя их кочевать из фильма в фильм.
Этим фильмом Акан Сатаев как бы определил – что конкретно интересно местному зрителю. А биография поколения – это всегда интересно. Далее последуют его точные попадания во вкусы зрителей.
Если считать «Рэкетира» началом большого пути Сатаева, то с технической стороны фильм задал весьма стандартный тон съемки камеры. Ненавязчивое чередование среднего, крупного и общего плана является самой типовой схемой. Однако именно такая обычная съемка будет присутствовать везде. Картинка в данном и последующих фильмах будет оставаться приятной глазу, однако, без каких-либо ярко-выраженных особенностей.
Акцент на подачу кадра у режиссера прослеживается не везде. В крайней картине «Дорога к матери» Акан Сатаев делает упор на планы различных ракурсов. Если раньше мы наблюдали стандарт, то сейчас камера изображает локацию сверху, использует наплывы и шикарные панорамные планы степи или горной местности. Подобные кадры также присутствуют в фильмах «Заблудившийся», «Ликвидатор», «Жаужүрек мың бала». Однако в казахстанском кинематографе уже взято за традицию использовать панорамные планы, а потому, его картины не вносят в этом плане ничего нового.
В паре со сценаристом
Где Акан режиссер – там Тимур сценарист. Тимур Жаксылыков в его команде с самого первого«Рэкетира». На его счету и тот же «Заблудившийся», и весьма хороший сериал «Братья», психологический триллер-боевик «Ликвидатор». В общем, всё то же, что было перечислено выше.
Заслуга сценариста состоит в том, что он вместе с режиссером весьма грамотно расставляют акценты в своей работе. Все вышеперечисленные фильмы разные, и кроме съемочной команды не имеют ничего общего, однако сюжетные линии фильмов держат зрителя в напряжении. И не важно – будь то драма или боевик.
Казалось бы, и сценарист использует стандартные техники. Но финал «Ликвидатора», в котором главный герой оказался не тем, за кого себя выдавал, и сюжетная линия триллера «Заблудившегося» дают надежду на индивидуальные поиски каких-то сюжетных линий и поворотов в будущей работе.
Что режиссера Акана Сатаева делает режиссером?
Пытаясь разобраться – почему же Акан Сатаев так популярен в киноиндустрии, пришел ответ – он просто делает качественный продукт.
Собственный стиль подачи он заключает в структурированном сценарии, качественной работе оператора и приятном собственному глазу видении ситуации.
В его картинах не наблюдаются особенностей вроде неоновых оттенков у Вонг Кар Вая или долгоиграющих сцен у Тарковсого. Но он почти всегда знает – за что казахстанский зритель может заплатить 1500 тенге за билет и не пожалеет.
Очевидно, что Акан Сатаев ориентируется на зрительское успешное кино, а киноязык уже оставляет на второй план, и использует его как средство.
А вот, зрительское успешное кино у Акана Сатаева, как раз имеет свою сторону и состоит оно в основном изистории, которая цепляет зрителя за душу. Как я уже говорила прежде, режиссер привык рассказывать о том, что пережило большинство населения страны.
Такая манера снимать зрительское кино очень подходит для тех, кто привык создавать коммерческое кино в жанре драма или боевик, рассчитанное на полные залы. Среди работ Акана Сатаева наблюдается преобладание подобных картин, и только «Заблудившийся» выделяется, потому что не рассчитан на зрительскую коммерчески успешную судьбу. «Жанровое кино – это бизнес-формула, арт-хаус – позиция художника», – говорил как-то режиссер в одном из интервью.
Не изменяя своим словам, можно заметить как в картине «Заблудившийся» на первый план он выдвигает киноязык, а все то, что считается коммерческими зацепками (быстрый монтаж, саспенс, спецэффекты и прочее) либо исчезает, либо отходит на задний план.
Еще одной особенностью в его творчестве, непосредственно связанной с коммерческим успехом являются кассовые сборы. Казахстанские СМИ определили его как самого успешного режиссера страны. Теперь с ним может тягаться только Нуртас Адамбай.
Являясь ярчайшим представителем коммерческого кино Акан Сатаев отметил: «На данный момент снимать в Казахстане фильмы для узкой аудитории – это невыгодный бизнес. К примеру, многие американские фильмы «убивают нескольких зайцев»: собирают кассу, экспортируют свою идеологию и строят свою мощную киноиндустрию. И при этом, они особо не стараются получить Каннскую пальмовую ветвь, Берлинского медведя или Венецианского льва. И такие режиссеры, как Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Гай Ричи, Квентин Тарантино, Дэвид Финчер и т.д. не снимают «кино не для всех». Главное, они делают качественные, смотрибельные картины. Необязательно быть Андреем Тарковским, чтобы делать качественное кино».
Весь режиссерский почерк АканаСатаева состоит в том, что он является мастером коммерческих фильмов. А создание зрительской картины соответственно требует огромных сил, отдачи и требовательности, чего у Сатаева достаточно.
Невнятно как-то. Выходит, что единственной отличительной чертой Сатаева-режиссера является сбор кассы? Ну так это к киноязыку и стилю вообще никакого отношения не имеет. Где заявленные особенности?!