«Мы здесь живем»: полигон как предостережение

В Семее завершился первый этап съемок документального фильма «Мы здесь живем», посвященного актуальной ситуации с испытательным полигоном.

Полнометражная картина фокусируется на людях, для которых зараженная земля, по-прежнему, является родной, но которые вынуждены вести тяжелейшее противостояние ей. Детали проекта раскрыли продюсер Бану Рамазанова и режиссер Жанана Курмашева.

Режиссёр проекта – документалист Жанана Курмашева («Женя», «Держаться за воздух», «Я здесь»), выпускница мастерской Асии Байгожиной и Владимира Тюлькина. У нее большой опыт работы в неигровом кино. «Мы здесь живем» ‒ её дебют в «полном метре». Оператор-постановщик – Куаныш Курманбаев («Ледник», «Где начинается ветер»), ученик Рената Косая, человек, способный придать документальной съемке удивительную глубину и вкрадчивость. Звукорежиссёр – Илья Гариев («Голиаф», «От») – опытнейший специалист, на которого возложены поистине исполинские задачи как на съемочной площадке, так и на этапе пост-продакшена. Композитор – Акмарал Мерген («Қаш», «Конокрады») – одна из самых востребованных на сегодняшний день авторов в нашем кино. С ней и с Ильей мы много говорили о том, как создать sound design, эмбиент для фильма, чтобы у полигона было своё особое звучание, передающее тревогу и предостережение.Бану Рамазанова, продюсер

Изначально, когда я только открыла для себя тему полигона, у меня была идея взять только одну линию ‒ линию эколога, который приезжает на полигон, изучает его и видит весь этот жуткий абсурд происходящего: опасная для жизни земля абсолютно открыта и доступна. Я планировала снять историю Дон Кихота, который борется, но в итоге понимает, что это не с ним, это с этим миром что-то не так. Однако в процессе погружения в тему я поняла, что эта история гораздо шире, что в ней есть много слоев, других проблем и пластов, которые я также хочу затронуть. Так я вышла на… друга этого эколога ‒ дедушку, чья внучка больна, и как убеждены все члены семьи – из-за влияния радиации. Так в истории появился Нурбол – отец девочки. Как и в случае с экологом, меня привлекла его неутомимая борьба. В этой борьбе есть очень правдивая и очень пронзительная двойственность. С одной стороны – она является смыслом жизни героев, они хотят доказать, что полигон все еще опасен, что он стал причиной болезни ребенка, пытаются добиться пересмотра медицинских критериев его пагубного воздействия, чтобы многие пострадавшие получали больше помощи от государства. С другой стороны, в этой борьбе я ощущаю трагическую тщетность, потому сложившейся системе очень сложно что-то доказать, её невероятно сложно менять. Тем не менее, сама борьба – за ребенка, за правду – придает смысл жизни героя.Жанана Курмашева, режиссёр

О Семипалатинском полигоне снято немало фильмов, но большинство из них придерживаются т.н. исторического ракурса – рассказывают о том, как появился и как был ликвидирован полигон. Наш фильм тоже оглядывается на прошлое, но в основном сфокусирован на настоящем: на том, какие проблемы создает полигон сегодня, как живут в непосредственной близости к нему люди, как полигон влияет на жизни этих людей. Истории наших героев помещены в общемировой контекст, в котором четко звучат тревожные сигналы, связанные с тем, что там, то тут вновь тестируется ядерное оружие, вновь выступает аргументом в споре сторон. Фильм даст возможность почувствовать, какой станет наша жизнь, если завтра кто-то не сдержится и превратит в полигон весь мир.Бану Рамазанова, продюсер

Ключевая задача для меня как для режиссера – передать отсутствие жизни и одновременно её присутствие. В, казалось бы, мёртвой после ядерных взрывов степи я эту жизнь вижу. Она продолжается несмотря ни на что. Это своего рода магический реализм: глаза видят живое там, где разум попросту отказывается. Несмотря ни на что, природа продолжает жить и цвести. Люди, несмотря ни на что, могут жить и на полигоне, и даже продолжать радоваться. Может быть, это их иллюзии, может быть, это действительно какое-то счастье, которое они пытаются сохранить. Но именно эту сложную неоднозначность я и хочу показать: присутствие и отсутствие жизни одновременно.Жанана Курмашева, режиссёр

Первая фаза съемок прошла в Астане, Семее и ауле Саржал (ВКО), расположенном в непосредственной близости к полигону.

Реализуется проект при поддержке Государственного центра поддержки национального кино. Съемки планируется завершить до конца текущего года.

Vosmerka

Сайт о кино.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.