К барьеру, «Дуэлянт»!

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

На экранах страны российская премьера – фильм Алексея Мизгирева «Дуэлянт».

Тамошняя публика неистовствует, а критики, все от Тыркина до Долина бьют в ладоши и нарекают фильм новым словом в как в авторском, так и в массовом кино. Наши люди (ну а чем мы хуже) тоже дружно слагают оды в соц.сетях. Тут уж хочешь – не хочешь, а приходится разбиваться в причинах такого массового умопомрачения.

А причины-то, собственно, просты и заблаговременно превращены в доводы «за». Их-то и надо брать на прицел. Во-первых: дивная история с массой перипетий и детективным сюжетом, который держит тебя в напряжении от начала и до конца. Во-вторых: сильные и объемные персонажи. В-третьих: пронзительная и тонкая актерская игра всех исполнителей и главных и второстепенных. И, в-четвертых: удивительная самобытная атмосферность картины. Идем по порядку.

Эта дивная детективная история строится на противостоянии хорошего и плохого парня, а ее детективная составляющая вроде бы должна держать от нас в тайне информацию о том, кто есть кто. Но, как только в кадре появляется хороший парень – мы сразу понимаем, что он хороший. С какой-то стороны и это спорный вопрос, но о нем далее. Хуже то, что как только появляется плохой парень, мы тут же понимаем, что он плохой и вся эта детективная шелуха улетучивается. Тоже и с перипетиями – они мимолетны и незначительны, они не представляют для протагониста реальных сложностей и выглядят как рутинные ритуалы вроде чистки зубов: проснулся, подвыпил, застрелил соперника, снова подвыпил, погрустил на весь экран. Этой обыденностью уже в первые десять-пятнадцать минут убивается всякое напряжение. Создатели так дешево продают все тайны истории, что не понятно, зачем они ее вообще рассказывают. Предсказуемо и скучно.

Возможно, было бы несколько иначе, снабдись история персонажами действительно яркими. Но они тусклые в прямом и в переносном смысле. Главный герой, которому мы почему-то должны сочувствовать, убивает людей на дуэлях. По заказу. За деньги. Нам разжевывают, что деньги ему нужны для восстановления доброго имени и мы должны простить бретёра и продолжать любить и уважать его до финальных титров. Серьезно? Весь его объем раскрывается по флэшбеках, которые, на корню губят напускную таинственность и загадочность. Ну не умеют создатели держать интригу, что поделаешь, и с момента, когда тайна перестает быть тайной, всякое волнение за героя пропадает полностью. Столь же невнятно и бесполезно появляются и исчезают в картине только те самые второстепенные персонажи, вроде дворецкого, который весь фильм изображает мебель, а под финал вдруг мнит себя Альфредом из Бэтмена и толкает долгую слезливую мотивационную речь. Хуже дело обстоит только с главным злодеем. У него вообще нет никакой глубины. Мы не знаем, кто он, почему так влиятелен хотя и по уши в долгах, не понятно, отчего он вдруг впадает в сантименты, хотя ведет себя как классический альфонс. Если создатели нарочно хотели его мистифицировать, создав образ некого дьявола во плоти, то уж больно бесхитростным и плоским он вышел. Из плоскости персонажей произрастает и проблема их мотивации: их конфликт надуман и раздут, их действия посредственны, и как будто даже необязательны. Плоско и уныло.

Логично, что и отыграно подобное уныние столь же безлико. Исполнитель главной роли – Пётр Федоров играть не умеет в принципе, и голубые линзы ну никак не маскируют рязанского фейса, не обремененного выразительностью. Все, что он может – выражать уныние и легкую брезгливость, но этого, как-то маловато для картины, где есть еще гнев, боль, и совершенно ненужная и фальшивая любовная линия. Тоже и с персонажем Владимира Машкова. Он-то играть умеет, ‒ а нечего. Создатели объема не дали, актер не привнес. Оттого даже разгневаться друг на друга герои внятно не могут. Каждый бродит по хронометражу в два часа напустив на себя важности и загадочности за которыми, ‒ зияющая пустота. Со второстепенными персонажами и того хуже – одних попросту не успеваешь оценить, как они сходят с дистанции, других успеваешь и жалеешь об этом. К примеру, Юлия Хлынина выглядит замороженной до полусмерти и не греет ее даже эротическая сцена в карете, а Павел Табаков, видимо был взят в картину за почетное обладание отчеством Олегович. Невыразительно и грустно.

И никакой атмосферностью фильма этого не спасти. Да, в IMAX зале «Кинопарка» зрелище предстает эффектное, на редкость качественно снятое и сведенное, действительно радующее глаз,  но по сути своей оно, все-таки картонное и вторичное. Нарисованные объекты, мрачный красно-синий колор, непрекращающийся дождь и локации в стиле бункеров все это можно принять за новый мир, созданный режиссером, но вопрос в том, для кого он его создал? Подобные декорации больше подошли бы историям о Джекиле и Хйде, о Франкенштейне, но никак не о русских дворянах крошащих друг друга в шаурму ради мести за поруганную честь. Картина поминает комикс, где Питер – это город вроде Готема, захлебывающегося ливнями или потоками крови как Бэйсин-Сити, где бывший дворянин Колычев – супергерой, зашаманенный алеутами, а действующий дворянин Беклемишев суперзлодей, но только до развязки. И вроде бы можно смириться, комикс, так комикс, но зачем начинять его ссылками на Иисуса Христа, рыцарские баталии, шоу фокусников, и прочую атрибутику псевдоинтеллектуальности?! Ответ прост – затем, чтобы вызвать именно тот эффект, который мы имеем сегодня – зрители и критики сливаются в экстазе. И некому вызвать этот шедевр на дуэль!

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.