Из маркетолога в «партизаны»

Зарема Ертай.

Экраны отечественных кинотеатров все сильнее заполняются продюсерскими продуктами не лучшего качества. Бизнесмены массового мигрируют в кино в поисках наживы. В кино, как в искусство идут единицы. Как пример, – молодой актер Ерболат Ержанов.

Ерболат, скоро выходит фильм с твоим участием «Бойжеткен». Расскажи, как ты попал на эту картину?

В прошлом году я летал в Питер. Хотел поступить на продюсерский факультет в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Но у меня, к сожалению, ничего не получилось. Не приспособился к климату, заболел очень сильно, температура 39 ‒ не мог встать с постели. В итоге, пропустил экзамены. Я был в депрессии, потому что столько денег «угробил» на перелет. И тут вдруг мне пишет Аягуль, моя тетя, а следом двое моих друзей с «Казахфильма». И все говорят, что запускается полнометражный фильм, нужен главный герой, идет кастинг. Оказалось, что все они говорили о проекте «Бойжеткен». Так как мои близкие друзья работали на этой картине, мне очень захотелось присоединиться к ним, и я постарался пройти кастинг. Мы созванивались с Абделем Фифтибаевым по скайпу. Я тогда еще был в Питере, а как только вернулся в Алматы, за две недели до начала съемок, сразу же приступил к репетициям. Параллельно мы начали присматривать одежду, ездить по локациям, фотосъемки делать. Через две недели приступили к съемкам.


Постер фильма «Бойжеткен»


Правда, что актеры сами учились играть на музыкальных инструментах?

Да. Когда мы репетировали, мне, например, давали специальные выписки, табулатуры, аккорды. Само собой, я должен был учить реплики, репетировать, знакомиться с другими актерами. Обычно, после этих репетиций я возвращался домой и учил аккорды и песни.

Твой герой похож на тебя?

Честно говоря, он не похож на меня, но я с детства хотел быть похожим на такого человека. Пока я был подростком 14-16 лет, я также бродил по городу с друзьями, пытался научиться игре на гитаре, но поскольку у меня нет ни слуха, ни голоса, у меня ничего не получалось.

У тебя нет слуха?!

Нет.

Но играешь музыканта! В этом была задумка?

Нет, мы пытались создать героя, который умеет играть на гитаре. Я очень старался.

Ты снимался в пилотной серии «Жургеновки». Что скажешь о результате?

Я смотрел только отрывки, нарезку кадров, но всю серию не видел. Кажется, когда просил посмотреть, она еще не была готова. Нургиса, продюсер бегал по телеканалам, разговаривал с людьми, пытался протолкнуть хоть на куда-нибудь. В итоге, сказал, что никого проект не заинтересовал, и мы про него забыли.

Твой самый яркий фильм — это, безусловно, «Хозяева». Ты участвовал в разработке своего персонажа?

В написании сценария я участвовал самым непосредственным образом, т.е. мы с Адильханом вместе писали его. Адильхан часто жил у нас, приезжал к нам, и мы по ночам сидели на кухне, пили чай и обсуждали сценарий. Придумывали всякие идеи. Эта история на 75 % основана на реальных событиях.

Т.е. история коснулась вашей семьи?

Не вся история, но какие-то моменты: конфликты, юридические проблемы с документами ‒ все было так, как мы это показали. Это все не утрировано. В целом же, мы собрали воедино несколько самых ярких моментов. Так родилась история.

Какой у Адильхана, по-твоему, главный метод работы с актерами?

Он апеллирует к их личному опыту.  Если помните, в «Хозяевах» были старший и младший брат. Я играл младшего брата, а Айдын ‒ старшего. Взаимоотношения между ними были такими, что старший заменял отца. Адильхан хотел это показать так, как это было у меня с моим отцом. Поэтому, когда мы играли, он постоянно говорил: «Вспомни, как ты отвечал своему отцу». И я: «Хмм…да, действительно». Так и работали.

Актерская игра в фильмах Адильхана и вообще «партизан» вещь довольно условная. Тяжело ли после ролей в «партизанском кино» перестраиваться на роли более привычные зрителю?

Это было сложнее, на самом деле. Партизаны любят снимать все одним кадром. И они не заморачиваются над тем, как я произношу свою реплику. Их не волнует если я сказал что-то два раза, допустим. Если тавтология присутствовала в реплике, она не критична для фильма. А в коммерческом проекте «Бойжеткен» это играло большую роль. Нужно было следить за тем, что и как ты говоришь. Это вызвало некоторые сложности, потому что я привык всегда импровизировать. Была реплика, я подстраивал ее под себя и каждый раз от дубля к дублю я произносил по-своему. Главным для меня было передать смысл, поэтом я позволял себе изменить некоторые словечки. Однако, Абдель Фифтибаев говорил, что этого делать не стоит. Снимали мы это не одним кадром: общий план, «восьмерки», крупный.  Поэтому приходилось строго придерживаться сценария.

Ты уже работал на 5 крупных проектах, что тебе как актеру помогает вживаться в роль?

Воображение. Только воображение. Я просто представляю, что это когда-то давно со мной приключилось и заставляю себя в это поверить. Основываясь на этом, я вспоминаю, как я себя вел в тот момент и отыгрываю подобным образом. Когда мы снимали «Бойжеткен», Дэну, моему герою по сценарию было 16-17 лет. Мне сейчас 23. Поэтому пока мы снимали, чтобы войти в роль, я представлял, что Дэн — это я в юности. То, что приключилось с Дэном, приключилось со мной: «Да, со мной было такое. И как же я себя вел тогда?»

Абдель Фифтибаев заканчивал какие-нибудь режиссёрские курсы или киношколу?

Нет, ничего не оканчивал. Только ин.яз. Он снимал документальные фильмы, рекламные ролики, снимал что-то для «Хит-ТВ», поэтому опыт у него имеется.

Скажи, чему ты научился во время съемок у «партизан»? 

Многому. Практически всему производству кино. Например, научился ставить свет, понял, как нужно режиссировать, как снимать.

Ты ведь по образованию не актер?

Нет, не актер. Я учился в КИМЭПе на маркетолога. У нас почти вся семья в кино, но мои родители с головы до пят бизнесмены, предприниматели. Они не видят никакого смысла, дохода, заработка в кино.  Поэтому они говорят, что это всего лишь хобби. И все же я перевелся в «Туран» на режиссуру.

Значит, ты хочешь стать режиссером?

Я никогда не хотел быть актером. И до сих пор не хочу.

Но если тебе будут предлагать играть, ты согласишься?

Да, буду соглашаться. Это заработок.

В каких жанрах ты бы еще сыграл в качестве актера?

В любых. Мне все жанры интересны: комедия, триллер, ужастик и даже трэш.

Адильхан поддерживает тебя в стремлении быть кинематографистом?

Да, он помогает, дает советы. Он видит, что я могу дать, что я умею. В отличие от него, мои родители видят то, что хотят видеть. Да, у меня есть задатки к маркетингу, менеджменту, управлению и тому подобному, но каким бы я ни был предпринимателем, я все-таки хоть немного, но творческая личность.

Планируешь снимать фильмы в «партизанском» стиле?

Нет. Я уважаю его ‒ это авторское кино, это артх-аус. Классно, что Адильхан продвигает его, что «за бугром» завоевывает призы. Но, чтобы снимать такое кино, нужно быть гением. Адильхан ‒ гений, а я ‒ нет. Я буду снимать немного другое кино.  Не говорю, что «попсушное», как Нуртас Адамбай, про тои, про вечеринки ‒ такое я тоже снимать не буду, — но другое.

Кто твой любимый режиссер?

Уэс Андерсон.

Тебе нравится его кино целиком или просто картинка?

Мне нравится его режиссура. То, как он показывает историю.

А кто тогда любимый актер?

Такого нет, наверное.

Как думаешь, какие ключевые проблемы имеет наше кино на данный момент?

Ну… Поскольку я еще только вхожу в киноиндустрию, не хочу бросать камни во все эти огороды. В дальнейшем, мне придется здесь работать.

Но ты уже упомянул Нуртаса Адамбая?

Да, жанровое кино должно быть, потому что зрителю это нужно. В комментариях, на творческих встречах, и я это не раз слышал, говорят верно ‒ всем людям после работы хочется просто расслабиться. Это было и это будет через 50 лет. Все работают ‒ всем надо отдыхать. Жанровое кино поэтому такое глупое и смешное. Т.е. временами оно необходимо. С одной стороны ‒ это заработок и люди снимают жанровое кино лишь для денег, но, если есть спрос, значит будет и предложение. А проблемы в кино? Проблема может заключаться в том, что все видят в нем лишь средство для заработка. Очень много людей приходит в Казахстане в кино ради денег и это далеко не режиссеры, не мастера, это просто бизнесмены.


Фотографии с официальной страницы актера в Facebook


Зарема Ертай

Режиссёр. Кинообозреватель. Живет и работает в Алматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.